Не пей, Иванушка!

Елена Павлова
«Быть или не быть, пить или не пить» - в такой философский размышлизм давно трансформировала гамлетовский вопрос русская ментальность. Убрав при этом и сам пунктуационный знак «?». Вряд ли бы шекспировский принц Датский имел время на пространные монологи, хлебни он в своем XIII веке нынешней паленой водочки. Почил бы бесславно без всякого вмешательства со стороны короля-отчима с его отравленными шпагами. Это даже с вполне адаптированными к современному питию гражданами то и дело случается.

Рынок алкогольной продукции – понятие нынче разноплановое, кроме очевидных плюсов (доходов казне) приносящее и множество минусов. Последнее – из-за неупорядоченности этого самого рынка. Последствия настолько весомы, что заставляют говорить о торговле алкоголем в разрезе обеспечения безопасности. Именно в этой плоскости и шел разговор в администрации Ставрополя, к которому были приглашены все заинтересованные лица: те, кто дает лицензию на торговлю, те, кто торгует, те, кто контролирует этот процесс. Вел заседание первый заместитель главы администрации города Анатолий Мартынов.

Если во главу угла ставить обеспечение безопасности, то начинать надо с того, что у нас просто банально много пьют. Мы, конечно, не китайцы, у которых годовая норма потребления алкоголя – 50 граммов на человека. По России в иных регионах она доходит до 18 литров в год на душу (это включая трезвенников, язвенников, глубоких стариков и грудных младенцев). Ставрополь в сравнении с лидерами выглядит еще достаточно пристойно – мы десятью литрами в год обходимся. Хоть пить, по данным комитета экономического развития и торговли, стали в последнее время больше. Количество торговых точек этой специфики выросло за один год с 530 до 670.

И главное, что далеко не все эти точки оправдывают оказанное им высокое доверие. 50 - 60 процентов алкоголя находится в незаконнном обороте. В результате казна, получая с оборота алкоголя 400 миллионов в год, недополучает по сути столько же.

Но не финансовые потери даже главное. В теневом потоке подчас оказывается продукция, опасная для здоровья. Рассчитывая на понимание покупателей, которые должны дорожить собственной жизнью, производители алкогольной продукции просто вопиют:

- Ну не может бутылка водки стоить 25 рублей при налоге – 29!

Эффект тот же, каковой имела просьба сказочной сестрицы Аленушки к брату, решившему отхлебнуть из козлиного копытца:

- Не пей, Иванушка, козленочком станешь!

До определенной категории граждан докричаться невозможно – «паленка» для них – сорт лучший, потому что дешевый. Воздействовать придется на нарушителей правил торговли. И хоть закон диктует, что лицензии предприниматель может быть лишен «за неоднократные грубые нарушения», действовать придется строго.

На заседании уже звучали вопросы: зачем нужен ларек - «собачья будка» со спиртным на витрине, если в 10 метрах от нее – крупный магазин, сколько будут множиться питейные кафе в парке Победы, который и так является самой криминогенной территорией города, почему на рынке на Тухачевского допускается торговля спиртным в розлив, которая ведется к тому же в антисанитарных условиях, и непонятно кем (точнее – лицами в лучшем случае иногороднего, а то и иностранного происхождения)… При обилии вопросов риторическими они не остались. Директор комитета экономического развития и торговли администрации города Александр Дурнев ответил, что в настоящий момент на рассмотрении в городской Думе находится проект закрытия 50 торговых точек и павильонов. Было высказано предложение объединить усилия всех контролирующих органов на борьбу с нарушениями, наладить обмен информацией и создать совместные группы проверки, в которые вместе с представителями комитета по лицензированию, санэпиднадзора, налоговых органов и милиции могут быть включены и предприниматели.

От нечестных реализаторов зачастую страдают и производители. Недавний случай – в больницу в тяжелом состоянии был доставлен мужчина из Михайловска, который и выпить-то толком не успел. Просто пропустил стаканчик «Стрижамента», купленного в киоске. Руководитель ЛВЗ «Стрижамент» Вячеслав Чесноков рассказал, сколько пришлось после этого доказывать в инстанциях, что злосчастная бутылка к их предприятию не имеет никакого отношения, что маркировка другая и даже этикетка давнего и уже забытого образца. Вячеслав Витальевич выразил готовность предоставить лабораторию предприятия для проверки поставляемой на ставропольский рынок продукции, чтобы сделать расклад составляющей каждого наименования, и призвал юридически и экономически поддержать тех, кто работает честно.

Разговор в том же составе будет продолжен осенью. Стабильнее станет ситуация на рынке алкогольной продукции? Хочется надеяться. А еще хотелось бы познакомиться с кем-то из народных отравителей – тех, кто гонит и продает денатурированный самопал. Если не лично познакомиться, то хоть по телевизору. Ведь коль есть паленка, значит, ее кто-то производит, прикрывая свой «коммерческий» грех яркими, раскрученными брэндами. Посему, когда такие подпольные цеха накрывают, как-то радуешься. Все ж больше шансов у народа в уме и памяти остаться.



Последние новости

Все новости

Объявление