Не по-братски
Михаил ВасиленкоВ нашумевшей речи о борьбе с миграцией губернатор Краснодарского края Александр Ткачев позволил себе дать оценку ситуации на Ставрополье. Вот что дословно он поведал:
«Я скажу следующее наблюдение. Есть Ставропольский край – наши соседи, наши братья, и мы видим, насколько там потеряно чувство общности, солидарности, культурное наследие. И эти земли очень легко завуалируют другие народы. Прежде всего кавказских национальностей. По причине того, что они – близко, они интегрируются в Ставрополье. И сегодня мы видим, что количество переселенцев переходит в качество. И по большому счету уже русская часть населения там чувствует себя некомфортно. Некогда народ, который создал, завоевал этот благодатный хлебосольный регион со своими традициями, год за годом сдает позиции.
Я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр – Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие – мы с вами! А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет. Я говорю – количество переходит в качество.
Мы видим это по Югославии – албанцы, хорваты... Сначала хорватов было 80%, албанцев – 20%. Потом стало все наоборот, буквально через 50 лет. Они стали рушить храмы, начались конфликты, выдавливание, кровь. И все - нет страны, нет народа, тысячи беженцев по всему миру». (цитата из «Комсомольской правды» от 06.08.2012 г.)
Не будем зацикливаться на лингвистических огрехах ткачевского монолога: скажу наблюдение, завуалировать землю, народы кавказских национальностей... Обойдемся и без комментариев того странного факта, что умудренный опытом политик путает сербов с хорватами. Все это малосущественно по сравнению с тем высокомерием, которое г-н Ткачев продемонстрировал по отношению к нам, жителям Ставрополья. Называя при этом братьями. Видимо, меньшими.
Но звучит все это не по-братски. Не пристало главе Кубани хоронить нас заживо и в запредельно трагедийных тонах рисовать картину нашей жизни. Да, насыщенной множеством тревог и острейших проблем, в том числе межнациональных и миграционных. Так давайте решать их сообща, как и положено добрым соседям и друзьям. Ведь по большому счету земля у нас одна, и мы тоже пьем кубанскую воду.
Поставив нам двойку по поведению, Ткачев пояснил причину строгости: оказывается, Ставрополье уже не выполняет свою миссию – обеспечивать благоденствие Кубани, выступая фильтром между нею и Кавказом. Иными словами – не обеспечивает надлежащий национальный состав населения Краснодарского края.
Но мы – не фильтр, не вспомогательный персонал. И, возмущаясь хамским поведением некоторых приезжих сограждан, Ткачеву совсем не обязательно бросать камень в соседа, который и сам сталкивается с подобными проявлениями. Иначе это очень смахивает на попытку отвлечь внимание краснодарцев от собственно региональных проблем. Дескать, смотрите, Ставрополью уже вообще кирдык, так что цените кубанскую власть.
При всем том считаю, что приписывать Александру Ткачеву уголовно наказуемое разжигание национальной розни – значит не знать или не желать знать истинной ситуации в самых южных российских краях. И еще. Очень хотелось бы, чтобы обладающие всей полнотой информации руководители федерального, окружного или регионального уровня высказались по существу поднятых Ткачевым вопросов. Ну хотя бы о том,ждет ли Ставрополье участь Косова. Это в любом случае нужно сделать, поскольку речь идет о социальном самочувствии ставропольцев, о репутации края, в который после заявлений, подобных ткачевским, люди будут бояться приезжать. В том числе и на курорты.