Не поборы, а помощь
Начало учебного года всегда вызывает волну родительского недовольства. Причина общеизвестна – сбор денег на всевозможные нужды, который в народе иначе как поборами давно уже не называют. Что за ситуация в школах и детсадах краевого центра? И какую позицию в этом вопросе занимают городские власти? Об этом наш разговор с первым заместителем главы администрации Ставрополя Александром Курбатовым.
- Александр Вячеславович, насколько эта проблема актуальна для образовательных учреждений города?
- Деньги с родителей собирают практически везде, и Ставрополь, увы, не исключение. Школы и детские сады сегодня нуждаются в материальной поддержке. И без привлечения средств родителей им не обойтись. Законом «Об образовании» предусмотрена возможность получения дополнительных финансовых средств учреждениями как от юридических, так и от физических лиц. Порядок привлечения добровольных пожертвований регламентируется типовыми положениями и уставами образовательных учреждений. В частности, финансовые пожертвования могут поступать только на расчетные счета, наличные деньги в школе никто не имеет права собирать. Передача каких-то материальных ценностей обязательно должна сопровождаться составлением соответствующего акта. И еще раз подчеркиваю – любые пожертвования могут осуществляться исключительно на добровольной основе. То есть решение об оказании или неоказании благотворительной помощи каждым родителем принимается самостоятельно.
- Тем не менее сбор добровольных родительских пожертвований зачастую проводится в принудительном порядке…
- Судя по поступающим к нам жалобам горожан, это действительно так. Родители пишут, что их заставляют сдавать деньги. И, разумеется, принуждение вызывает вполне логичный протест, особенно в тех случаях, когда семья и без того находится в стесненных финансовых обстоятельствах. Поэтому на каждое такое сообщение мы оперативно реагируем. В управлении образования создается специальная комиссия, которая выходит в школу или детский сад с внеплановой проверкой. При внимательном изучении ситуации зачастую выясняется, что на родителей, которые отказываются сдавать деньги, оказывает давление родительский комитет.
Как обычно происходит? К примеру, большинство родителей считают, что в классе надо поменять окна. Обсчитывают стоимость, раскидывают ее на количество учеников. А у кого-то нет финансовой возможности принимать в этом участие. У нас есть и малоимущие, и многодетные, и одинокие родители, и опекуны. Поэтому мы настоятельно рекомендуем представителям родительского сообщества внимательнее относиться к таким семьям, ни в коем случае не давить на них и не забывать, что реализация всех наших благих намерений должна базироваться на принципах добровольности.
- В начале года городское управление образования проводило совместные с прокуратурой и милицией рейды: встречали родителей утром возле образовательного учреждения и задавали вопросы по поводу их отношения к благотворительным взносам. Оказалось, что в основном родители не против того, чтобы участвовать в укреплении материально-технической базы учреждения, но требуют большей прозрачности. Кто решает, на что тратить пожертвования, и каким образом это можно отследить?
- В наших школах и детсадах осуществляются разнообразные формы самоуправления: попечительские и управляющие советы, родительские комитеты. Именно к их компетенции и относятся решения о направлениях использования благотворительных пожертвований. Если администрация учреждения считает, что необходимо сделать ремонт, заменить сантехнику или окна, она может высказать свои предложения и пожелания. Но последнее слово за родителями. Решение о целевом назначении средств фиксируется в протоколе собрания. Руководители учреждений обязаны ежегодно отчитываться перед родительской общественностью о расходах на улучшение материально-технической базы. Управление образования и контрольно-ревизионное управление города со своей стороны проводят регулярные проверки. Если нарушения какие-то обнаруживаются, руководители привлекаются к дисциплинарной ответственности. При необходимости материалы проверок передаются в компетентные органы для соответствующего реагирования.
- Родителей постоянно просят сдать деньги то на окна, то на мебель. И у многих возникает впечатление, что городские власти полностью переложили заботу об образовании на плечи горожан…
- Это далеко не так. Более того, расходы на образование составляют 40 процентов всего городского бюджета этого года. Из муниципальной казны в полном объеме выделяются средства только на заработную плату сотрудников, налоги, коммунальные платежи, питание. Начиная с 2008-го полностью за счет городского бюджета финансируется охрана учреждений образования. В начале этого года данная статья попала под секвестр. Директора были вынуждены в январе-феврале пользоваться родительскими средствами. Такое решение никого, разумеется, не удовлетворило. Мы прекрасно понимаем всю общественную значимость вопроса. И с марта, несмотря на большую напряженность бюджета, нам все-таки удалось изыскать деньги на охрану. Это без малого 50 миллионов рублей. 36 миллионов из местной казны было выделено в этом году на закупку нового технологического оборудования, из федерального бюджета на переоснащение пищеблоков и столовых поступило около 50 миллионов рублей. С ремонтами ситуация сложнее. В городе 144 школы и детских сада. И на то, чтобы привести их в полное соответствие с требованиями, необходимо 800 миллионов. Разумеется, город не в состоянии единовременно выделить на кап-ремонт такую сумму. Поэтому мы ежегодно определяем перечень учреждений, нуждающихся в первоочередном внимании, и направляем эти относительно небольшие средства туда. А вот при проведении текущих и косметических ремонтов, подготовки к новому учебному году школам и детсадам без помощи родителей пока не обойтись.
- Но вы сказали, что пожертвования могут быть только добровольными. То есть, теоретически, родители могут отказаться сдавать деньги на ремонт. И что тогда?
- Школы будут работать в любом случае, и право детей на бесплатное образование будет обеспечиваться неукоснительно. Но каждый из нас, родителей, хочет, чтобы ребенок учился в комфортных условиях. Чтобы место, где наши дети проводят значительную часть дня, было уютным и красивым. И тех, кто может и хочет помочь школе или детскому саду, уверен, всегда будет достаточно. А результаты такого позитивного взаимодействия не заставят себя ждать. Совсем недавно мы подвели итоги конкурса по благоустройству школ и детсадов. И могу сказать, что наши образовательные учреждения совместными стараниями родителей, педагогов и учеников преобразились и снаружи, и изнутри. Радуют клумбы и цветники в средних школах №4, 26, 27. Появились сказочные детские городки в лицее №8, гимназии №30, школе №32, «Сельский двор» в детском саду №50, зимний сад в лицее № 8, кабинет релаксации в средней школе №21, оранжерея в лицее №15... Перечислять можно долго. Причем, хочу отметить, многие родители не только вкладывали в это свои деньги, но и сами белили, красили, сажали аллеи и клумбы. И каждый понимал, что делает это не для директора, не для классного руководителя, а в первую очередь для собственного ребенка. В ухоженной красивой школе у любого появится желание учиться лучше.
Марина Тимченко.