Не ради наград
Елена ПавловаБыл Виктор Тимофеевич в родном городе и перед праздниками – приезжал за подарками для солдат. Так что на обратной дороге в Чечню товарищ подполковник совмещал обязанности Деда Мороза и вооруженной охраны ценного груза. Коллектив рынка № 1 собрал для наших защитников библиотеку – 150 книг, а также конфеты, сигареты и прочие новогодние подарки. Руководство МУП не первый раз проявляет такую заботу о военных, что и было отмечено заместителем министра внутренних дел РФ Фоменко (он же – военный комендант Чечни), который подписал приказ о награждении директора предприятия Валерия Зурначева медалью «За боевое содружество».
Особые слова все же хочется сказать о врачах.
Нам много рассказывают о стабилизации и мирном процессе в Чечне. Сообщения, идущие вразрез с этой госустановкой, просачиваются в прессу через жесточайшие информационные кордоны. Военные же, приезжающие оттуда, на традиционный вопрос: «Как там обстановка?» столь же традиционно усмехаются и машут рукой: «Все такая же стабильная»… Так что обстрелы воинских частей, комендатур, вылазки боевиков, игрушки со взрывателем, фугасы на дорогах – все это пока еще неотъемлемые реалии мирной чеченской жизни. И медицинская помощь тут бывает нужна достаточно часто. Конечно, можно в пояс поклониться военным врачам. Мне и самой однажды пришлось видеть, как в полевых условиях, в палатке, врачи-пограничники проводили сложнейшую нейрохирургическую операцию, извлекая осколки из шеи и головы раненого милиционера… Но и они бывают бессильны, когда для возвращения человека к жизни в каком-то конкретном случае необходимы уникальные методики, аппаратура, специалисты, которых нет ни в Чечне, ни во Владикавказе, ни к каком-либо другом госпитале Северного Кавказа.
Сержанта Дуброва к жизни возвращали в Ставрополе, в 4-й горбольнице, на кафедре челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии СГМА. Парень был в группе инженерной разведки (это обязательное мероприятие, которое каждое утро проводится на основных чеченских дорогах). Сработал радиоуправляемый фугас… Друзья говорят – мол, верили, что должен выжить, но вот каким он будет… Пол-лица снесено, челюсть разворочена. Операция, которую вели завкафедрой профессор Эльдар Мушегович Осипян, ассистенты Александр Анатольевич Слетов и Кристина Семеновна Гандылян, шла несколько часов. Потом за парня боролись врачи реанимации. Он выжил и сможет вернуться к нормальной жизни.
Так что медаль «За боевое содружество» и грамота МВД РФ, которые были торжественно вручены операционной бригаде, – не просто награды… За ними – молоденький сержант Дубров, которому не только лицо – судьбу разбитую собрали и срастили, чтобы мог он ее дальше строить… За медалями этими – другие спасенные жизни и судьбы, потому что кроме Дуброва были еще многие, которых тоже везли целенаправленно в Ставрополь именно на эту кафедру. В наградных документах так и говорится: «За оказание медицинской помощи военнослужащим внутренних войск, сотрудникам МВД и местному населению во время контртеррористической операции в Чеченской Республике»…
Кстати, уникальные методики восстановительных операций при осколочных и дробовых ранениях разрабатывались на кафедре еще до начала первой чеченской войны. Например, аппарат «ЕКО-1», позволяющий добиваться наибольшей эффективности при проведении самых сложных операций нижней челюсти, еще в 1981 году получил одну из главных наград на ВДНХ в Москве. К слову, профессор Осипян был одним из авторов этого проекта. Практический опыт в военной сфере врачи набирали с 1990 года – начала событий в Нагорном Карабахе. Локальные войны вспыхивали с тех пор одна за другой. Ставрополье давно уже стало прифронтовым краем. Так что военной специфики в работе врачам хватало. И тенденции к тому, что ее станет меньше, к сожалению, нет. Скорее, наоборот. Теперь сюда поступают раненые из Дагестана, Осетии и других Северо-Кавказских республик. И получают необходимую помощь.
Но в горячих точках помощь бывает нужна и самим медикам – профессиональная. Хотя бы консультативная. Ведь нельзя исключить возможности возникновения ситуации, когда раненому нужна помощь именно челюстно-лицевого хирурга, а в Ставрополь его отправить в данный момент не получается. Принимать решение и действовать должен тогда врач воинской части, госпиталя… Мне рассказали, что профессор Осипян сам выезжал в Чечню именно с целью помочь, проконсультировать. Я попыталась расспросить его об этой командировке. Эльдар Мушегович уточнил, что не в командировку, а во время отпуска он туда ездил… И еще смущался – не любит, мол, хвалиться.
За время работы на чеченской теме от многих людей совершенно разных профессий я слышала одну и ту же фразу. Просто слово в слово: «Мы не герои. Мы просто честно выполняем свою работу».
Пусть будет так… И материал получился, собственно, не о наградах, а о тех, кто просто честно выполняет свою работу. Люди о них должны знать. С этим знанием жить как-то спокойнее.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.