Не случайно наградили Орденом Улыбки
20 июня дни рождения отметили родственники, друзья и помянули даже незнакомые двух известных наших соотечественников, очень многие из нас наверняка о них слышали.
Стихи первого, в том числе ставшие популярными песнями, их и по нынешний день поют, хотя, может, и не осведомлены порой о фамилии автора слов – Рождественский, имя Роберт, он ушел из жизни в 62 года, в 1994-м. А один из мультфильмов второго, уверена, неоднократно чуть ли не миллионы смотрели в детстве и с удовольствием теперь уже со своими чадами пересматривают по компьютеру сегодня. Примеряя иной раз к жизненным ситуациям, повторяют его название: «Ну, погоди!». И всем все ясно. Эту фразу постоянно с трудно передаваемой папанинской интонацией кидает в конце каждой серии злой и вредный волк, обращаясь к ловкому фантазеру и доброму, забавному, обхитрившему его зайцу. Конечно же, Вячеслав Котеночкин имеется в виду. Его не стало в 73, в 2000 году. А родиться обоих угораздило в один и тот же летний день…
До этой сверхзнаменитой ленты он снял 80 мультфильмов, на выбор персонажей, отработку трюков и тщательную раскадровку каждого уходило около девяти месяцев. И относился он к ним как к собственным детям. Вспомним, например, «Котенка с улицы Лизюкова» или «Попался, который кусался». Думал вместе с приглашенными сценаристами – писателями-сатириками Хайтом и Курляндским в 1969 году, придумавшими массу смешных эпизодов, в которых угадывались нравы современности – в частности, большие обижают маленьких, что выпустят на экран всего одну картину. Только с облегчением вздохнули в конце нелегкой работы (розовощекий заяц у Котеночкина почему-то получился сразу, а вот с характером волка пришлось повозиться – поведение «срисовал» в итоге с соседского разболтанного на вид дворового парня, не выпускающего сигарету изо рта).
Однако после премьеры на студию «Союзмультфильм» вдруг посыпались письма – порой приходило до семи мешков в день! Один пятиклассник так и написал: требую делать бесконечно и с продолжением. И он был далеко не одинок. Посмеялись, но пришлось думать и придумывать дальше. Детвора ведь высылала даже своих волков и зайцев – рисованных, выпиленных из дерева, слепленных из пластилина, от популярности было просто некуда деться. В результате серий (их с успехом показывали и в Америке, на родине Уолта Диснея, оказавшего влияние на творчество Котеночкина) вышло на экран аж целых 18! И премьеру каждой публика встречала восторженно, тем более все они сопровождались модными шлягерами, некоторые даже сочиняли для фильма специально, к примеру, песенку про Деда Мороза и Снегурочку.
Зайца озвучивала Клара Румянова. А на роль волка он решил пригласить Высоцкого с его хрипловатым и грубоватым голосом. Тот дал согласие, загорелся сочинить свою песню для персонажа. Но…его не утвердили на худсовете. Вместе с Владимиром Семеновичем потом дико хохотали над словами официального отказа: нет, мол, одиозная фигура, тлетворно влияет на нашу советскую молодежь. Позвали Анатолия Папанова, он вначале отказался – мол, вечно меня на каких-то негативных героев назначают, уломали, и он не пожалел – озвучивал волка до самого своего ухода из жизни…
У главного режиссера и художника «Ну, погоди!» и многих других рисованных фильмов была действительно на редкость «мультипликационная» фамилия – Котеночкин, это при его росте 1 м 87 см. Из-за этого случалось множество забавных историй. Однажды, например, на детском празднике его представили, он вышел на сцену, а детвора ему в ноги смотрит, а потом неожиданно начала недовольно гудеть: ждала, что с котенком появится, и расстроилась, что обошлось без него. Зато с милицией на дорогах у него не было проблем, требовали водительское удостоверение и, узнав – кто, сотрудники в ответ только улыбались. Недаром в Польше его наградили Орденом Улыбки. А еще Вячеслав Михайлович отмечен за свою кинематографическую деятельность Государственной премией СССР и сделал за свою творческую жизнь 40 выпусков сатирического киножурнала «Фитиль».