Не стоит становиться марионетками
Елена ПавловаНа выездном заседании Совбеза под председательством Президента обозначен целый спектр болевых проблем, мешающих стабилизации обстановки на Северном Кавказе. Через несколько часов после этого в десяти километрах от места совещания произошла драка (с применением оружия и трагическим исходом), сам факт которой, хотим мы того или нет, подтвердил наличие ряда обозначенных проблем и на Ставрополье.
Драка, перешедшая в перестрелку, началась возле магазина «Бакарат», принадлежащего местному предпринимателю Шамилю Магомедову. Участники — даргинцы, проживающие в Пелагиаде, и русские из соседнего села Московского.
- Некоторые горячие головы хотели бы, чтобы этот конфликт имел межнациональный характер, но это бытовая разборка, - говорит глава местной администрации Виктор Губанов. То же самое утверждает руководитель Шпаковского межрайонного следственного отдела СУ СКП по Ставропольскому краю Сергей Поляков.
... Вообще-то трудно объяснить, почему как только случается конфликт с участием представителей разных этнических групп, так чуть ли не главной темой обсуждения становится — бытовой он или национальный.
... Накануне произошла стычка между молодыми людьми. Парень, которому досталось больше, пожаловался родственнику. Тот, собрав друзей и коллег, поехал разбираться с обидчиками. Результат — драка, перешедшая в стрельбу, несколько пострадавших, один погибший. Это Арсен Магомедов (однофамилец хозяина магазина).
Уголовные дела по ст.105 (убийство), ст. 222 (незаконный оборот и хранение оружия). Расследование — обычное и, вероятно, служебное.
Так вот гораздо важнее бытовой или национальной классификации анализ ситуации, выходящий за рамки конкретного уголовного дела. Потому что важно не только кто, почему и из чего стрелял. Драматические события среды — наглядное подтверждение высокого уровня конфликтной готовности. В данном случае — в Шпаковском районе (в плане миграции относительно спокойном). Из двух с половиной тысяч прибывших сюда на жительство менее тысячи — из других регионов России (и не обязательно из кавказских республик). Что тогда говорить о востоке края, где в ряде населенных пунктов уже произошла смена этнобаланса, и процентное соотношение уже далеко не в пользу коренного населения. Например, в Турксадах Левокумского района 69 процентов от численного состава жителей составляют дагестанцы...
Конечно, тут можно говорить о том, что первой отметкой шкалы конфликтности является то, когда число мигрантов переваливает за 5 процентов. Тут у нас любой район края «зашкаливает». Но пока идет расследование происшествия, имевшего столь трагичные последствия, рано давать оценку поведения каждой из сторон конфликта в конкретной ситуации.
Другое дело, что эта ситуация ложится в одну «мозаику» нерадостных событий последнего времени. Достаточно вспомнить массовое столкновение в Иргаклы, весьма напряженную ситуацию в Каясуле... А также не получившую широкого резонанса драку в Благодарном, не дошедшие до крупных конфликтов ситуации в нескольких селах Левокумья. Стабильно одной из сторон конфликта являются даргинцы.
Это «постоянство» настораживает похожей на отрежиссированную системностью, особенно если обратить внимание на то, что сейчас происходит в самом Дагестане. Там для раскачивания процессов очень продуктивно используются разногласия между народностями внутри этой республики — в частности, между даргинцами и аварцами...
На Ставрополье это не отражаться не может - на Кавказе все процессы взаимосвязаны. Особенно если кто-то извне дергает за ниточки.
«Кавказ — Евразийские Балканы», - сказал американский политолог Збигнев Бжезинский.
Как реализовывалась политика на Балканах — известно.
Так что не стоит становиться марионетками.