Недоступность социальных услуг или дефицитный бюджет?
Краевая и муниципальная власти должны выбрать из двух зол меньшее
Эффективная реализация инвестиционной адресной программы, в рамках которой ведется строительство учреждений образования, здравоохранения и спорта, сегодня невозможна без привлечения заемных средств.
О том, в каком объеме власти Ставрополя могут позволить себе дефицитный бюджет и за счет чего он будет восполнен, шла речь на совещании по подготовке проекта бюджета города Ставрополя на 2011 год.
Не секрет, что в течение последних нескольких лет на принятие муниципалами несбалансированных – дефицитных - бюджетов было установлено негласное политическое табу. Однако именно в условиях финансового кризиса рекомендации федералов «жить исключительно по средствам» потребовали корректировки. Ведь даже в тяжелые времена нужно думать не только о хлебе насущном, но и продолжать строить школы, детские сады, больницы, которых сегодня (с учетом увеличения рождаемости и активной застройки новых микрорайонов) катастрофически не хватает.
Если в данный период собственных доходов недостаточно, чтобы завершить хотя бы ранее начатое строительство, то почему не воспользоваться займом с отсрочкой платежей на несколько лет? В конце концов, для любой власти финансовые и политические потери от долгостроя больше, чем оплата процентов по кредиту. Не говоря уже о том, что в ситуации физической недоступности многих социальных услуг бесконечные ссылки на нехватку средств в бюджете вызывают у населения откровенное раздражение.
В общем, вывод однозначен: надо строить во что бы то ни стало!
Бюджетный кодекс РФ устанавливает четкие ограничительные рамки: заемные средства могут составлять не более 10% общего годового объема доходов (без учета объемов безвозмездных поступлений). Исходя из прогнозируемого объема доходов в 2011 году в размере 3 млрд 884 млн 186 тыс. рублей предельный размер дефицита может составить 388 млн 418 тыс. руб. Указанные деньги и будут привлечены на строительство объектов, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
– В адресную программу, - отметил в своем докладе руководитель городского комитета финансов и бюджета Николай Захаров, - должны войти, во-первых, переходящие объекты, строительство которых начато в текущем году и в предыдущие годы. Во-вторых, строительство детского сада в 528-м квартале Юго-Западного микрорайона. В-третьих, строительство школы в 204-м квартале.
Понятно, что, помимо политического решения, принятие дефицитного бюджета требует тщательной проработки. Чтобы точно знать, по силам ли городу будет возврат кредита, необходимы тщательно выверенные и согласованные прогнозы по всем доходным источникам. Однако уже на первом шаге власти Ставрополя столкнулись с серьезной проблемой, связанной с возможными необоснованными суммами изъятия доходов в бюджет Ставропольского края в виде «отрицательного трансферта».
Дело в том, что при расчете налогового потенциала на доходы физических лиц министерство финансов Ставропольского края после согласования с краевым министерством экономического развития и торговли установило прирост фонда оплаты труда в 2011 году на 11,1 % .
- Считаем, что указанные показатели прироста необоснованно завышены, - отметил главный финансист города Н.Захаров. - Реальные его темпы, подтвержденные сведениями конкретных организаций и предприятий города, в 2010 г. составят 5,5 % (в сравнении с 2009 годом). А в 2011 году не превысят 6% по отношению к 2010 году.
По поручению главы города Ставрополя Николая Пальцева комитет экономического развития и торговли в самое ближайшее время должен проработать данный вопрос в министерстве экономического развития и торговли Ставропольского края. Если «консенсус» не будет достигнут, то сумма изъятия доходов, подлежащих перечислению в бюджет края, для города окажется неподъемной. По крайней мере, вопрос о строительстве объектов социальной инфраструктуры будет закрыт сразу и навсегда. А жить и работать в этом случае придется по принципу: не до жиру – быть бы живу.
Виктория Байгулова