Неизбежны ли пробки в центре города?..

Лариса Денежная
Неизбежны ли пробки в центре города?..
Нет смысла искать виновных в параличе движения транспорта в центре города Ставрополя. А вот подумать о путях решения проблемы – долг всех и каждого. Уместно напомнить, что архитектура - это не только искусство проектировать и строить здания и сооружения, но и создание материально организованной среды, необходимой людям для их жизни и деятельности. От эпохи гужевого транспорта у нас осталась не только планировка, но и ширина улиц в центре Ставрополя. Новые микрорайоны застроились позже вдоль дорог из краевого центра. Проехать здесь на автомобиле не потребует много времени. А вот в центре города в клубок сплелись проблемы, унаследованные и возникшие позже. Первые – это узкие улочки Ставропольской станицы, Солдатской и Мещанской слобод. Вторые - неоправданные запретительные меры и неиспользованные возможности городского рельефа. Великая благодарность архитекторам прошлых лет - Ивану Гайворонскому, Павлу Воскресенскому и Григорию Кускову. Их генеральные планы развития города сохранили жемчужину Ставрополя – бульвар Ермолова, по обе стороны которого движется транспорт через центр. Однако до проспекта Карла Маркса ещё надо добраться. Непродуманные решения ограничили возможности для движения транспорта в центре города не только в направлениях запад – восток, но и север – юг. Центр города в наши дни представляет собой рукотворную автомобильную пробку. Странно, что лежащие на поверхности пути решения этой проблемы даже не обсуждаются. Уместно напомнить, что первый маршрут автобусов «Вокзал — Шоссейная», (так именовали начало современной улицы Доваторцев) проходил по улице Пролетарской (теперь — проспект Октябрьской революции) с выходом на улицу Ленина. В 1964 году по улицам города пошли троллейбусы, однако к тому времени проспект Октябрьской революции от улицы Дзержинского до Ленина без достаточных оснований был закрыт для движения транспорта («пешеходную зону» позднее продлили до улицы Мира). Верхняя часть улицы Комсомольской стала тупиком. И всё это – при растущей напряженности движения! Большой район центральной части города оказался закрытым для движения транспорта. Многие троллейбусные маршруты у площади Ленина были втиснуты в узкое пространство улиц Артёма, Дзержинского, Булкина. Здесь же пролегли и новые автобусные маршруты разных направлений. Жители города недоумевают, почему продолжения улиц Морозова и Жукова, окаймляющие центральную площадь города с юга и востока, закрыты для проезда транспорта и пусты, в то время как запад и север площади (проезжие части улиц Артёма и Дзержинского) перегружены до предела? Не здесь ли частичное решение проблемы? С возведением фигуры Ангела на новой Александровской площади и появлением здесь торгово-развлекательных комплексов именно эта часть города стала пешеходной зоной. Таковой были и остаются бульвар Ермолова и Крепостная гора. Если открыть для движения транспорта проспект Октябрьской революции, то откроется движение по верхней части улицы Комсомольской. А если с проезжей части указанного проспекта убрать скамейки, для которых самое место рядом, в парке «Центральном» и в сквере стадиона «Динамо», то здесь образуются «карманы» для кратковременной парковки индивидуального транспорта. Однако самое узкое место в центре города - это участок проспекта Октябрьской революции - от улицы Дзержинского до проспекта Карла Маркса. Поток транспорта в сторону железнодорожного вокзала движется здесь со скоростью пешехода. А всё потому, что инспекторы ГАИ заставляют водителей сбавлять скорость перед «зебрами» на проспекте Карла Маркса, где скапливаются пешеходы. Почему бы не ликвидировать эти «зебры», а пешеходов направить поверх движущегося потока машин. То есть возвести надземный пеший переход. Такой вариант в этом месте диктуется рельефом. А уж как ориентировать переход с использованием имеющихся зданий – дело архитекторов и строителей. Скорость движения транспорта здесь возрастёт в десять (!) раз, а пешеходы пойдут поверх потоков машин в сторону бульвара и Александровской площади без риска для жизни. Да ещё и получат удовольствие, созерцая открывшиеся виды! Ниже, на уровне улицы Коста Хетагурова, перепад высот способствует возведению еще одного надземного пешего перехода с бульвара на чётную сторону улицы. На противоположной стороне проспекта Карла Маркса, западнее корпуса старой электростанции, природа создала ещё одно место для возведения надземного пешего перехода с Крепостной горы на бульвар Ермолова. Это там, где с начала ХХ века сохранилась безобразная каменная подпорная стена. С возведением здесь пешеходного перехода поток машин пойдёт в сторону улицы Советской без остановок, а люди после массовых мероприятий на Крепостной горе без риска для жизни попадут на бульвар. Лёгкие ажурные надземные переходы украсят город, и с них центр предстанет в новом виде. И всё это – при минимальных затратах времени и средств, так как переходы пройдут над контактными линиями троллейбусов. Расширять проезжие части проспекта за счет бульвара нет никакой необходимости – увеличение скорости движения транспорта обеспечит рост пропускной способности имеющихся дорог. Уменьшатся и вредные выбросы двигателей, воздух на проспекте Карла Маркса и бульваре Ермолова станет чище. Для многих горожан личный автомобиль, как одежда и обувь, стали предметом повседневного обихода. Приехав ненадолго по делу в центр, горожанин ставит авто близ учреждения, торгового комплекса и т.п. Оборудованные площадки для парковки легковых машин должны стать цивилизованным элементом инфраструктуры города. Планировать их следует на основе объективных данных о потребностях населения. Необходимо внести коррективы в генплан застройки города. Автомобиль должен ждать владельца утром у подъезда, (но не на улице, а в многоярусном гараже), в нескольких минутах ходьбы. Приехавший по делу в контору, учреждение, владелец машины должен иметь возможность припарковать её поблизости, на отведенном и оборудованном для этого месте. Устаревший термин «автолюбитель» мешает понять городским властям потребности владельцев личных автомобилей. Они – не «автолюбители» - это их образ жизни. Владимир ИВАНОВСКИЙ, горожанин-пешеход.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление