«Нелегалы» атакуют край
Точнее, вольные автоперевозчики. Это на страницах всевозможных видовых альбомов, представляющих город, Центральный автовокзал выглядит красиво, а его фотографии в любом присутствуют обязательно – достопримечательность. В реальности же на ступеньках у главного входа обычно толпятся энергичные люди с ищущими глазами, которые настырно пристают к каждому вновь подходящему с вопросом «Вам куда?» либо предлагают: «Зеленокумск!» – и далее по списку, как говорится. Хорошо, если еще по-цыгански не виснут на рукаве, а случается и такое.
Но это, если вы до ступенек добрались и вас не перехватили на полдороги к ним: в округе вокзального здания, на прилегающей к нему улице Мира, от Артема до проспекта Октябрьской революции. Суетятся эти люди неподалеку от микроавтобусов, нередко под дорожным знаком «Стоянка запрещена», вольготно расположившихся на уже вытоптанных газонах или заполонивших «карманы» между ними: аборигенам ни пройти ни проехать… В результате регулярные рейсовые автобусы заполняются в среднем на треть, бывает, и меньше, и их водители ненавидящими взглядами провожают обгоняющих слева свободных от целого ряда обязательств конкурентов, лихо и с чувством полного удовлетворения везущих пассажиров в том же направлении.
– Даже если в наших кассах проданы один-два билета на маршрут по утвержденному расписанию, мы уже обязаны отправлять транспорт, чтобы предоставить клиентам гарантированную, уже оплаченную услугу, – говорит заместитель генерального директора ОАО «Автовокзал» и исполнительный директор Регионального союза автотранспортников Ставропольского края Сергей Левшаков. – Теперь прикиньте, какие убытки терпят более ста предприятий и свыше 300 владельцев частных автобусов, которые работают с нами на договорной основе. И ведь такая же ситуация характерна не только для Ставрополя…
По словам директора ГУ «Ставропольавто» В. Лойко, это давняя и, пожалуй, самая болезненная на сегодня проблема автотранспортного комплекса края. Недаром в конце минувшего февраля в профильном министерстве ей было уделено большое внимание на совещании, посвященном итогам работы в прошлом году. Корни проблемы в 90-х, когда произошли слом и спад экономики и первый серьезный кризис. Предприятия закрывались, менялись их собственники, люди, в этой круговерти оказавшись за бортом, чтобы выжить, искали свою нишу на рынке. Это была эпоха «челноков» и вольных таксистов. Помните, вещевой рынок на ставропольском стадионе «Динамо»? Его сегодня нет.
В связи с нынешним кризисом эта проблема вновь набрала остроту. Однако на доставке товаров и торговле ими сегодня много не заработаешь, этот вид деятельности в прежнем формате безвозвратно ушел в прошлое и стал качественно другим, им занимаются уже настоящие профессионалы. Ставропольский же рынок автотранспортных услуг на междугородных перевозках все еще остается мало цивилизованным, ниша для вольных игроков на нем по-прежнему обширна в силу разных причин.
Эволюционный процесс, ра-зумеется, идет. Уже и условия краевого конкурса на оказание этого вида услуг профильным министерством ужесточаются. По словам начальника отдела транспорта Владимира Костюкова, теперь будут приниматься к рассмотрению заявки лишь от тех фирм и предпринимателей, которые имеют только комфортабельные машины – оснащенные багажными отделениями, кондиционерами и так далее. Да и те, кто когда-то начинал колесить на старой «шестерке» во имя хоть какого-то заработка, уже приобрели более подходящие для бизнеса современные микроавтобусы, сами стали работодателями. Но, во-первых, далеко не все участники рынка, к сожалению, получают допуск на него через краевой конкурс, во-вторых, в целом процесс вхождения в правовые рамки явно затянулся. И, прежде всего, из-за недостаточного контроля. Во что это выливается или чем может обернуться?
«Третий мир» лицом к лицу
Казалось бы, больше игроков на одном поле – сильнее конкуренция, растет качество и снижается стоимость услуг, в результате выигрывает потребитель. Однако в том-то и дело, что условия соперничества разные. Взять ту же инфраструктуру, возле которой и кормятся «залетные» перевозчики: горожане, если надо куда-то ехать, целенаправленно идут по известному адресу, искать клиента не надо. Соответственно, не надо тратиться на условия их обслуживания. А требования к уровню комфортности все выше. Последними правительственными документами, например, расписывается все: от расчетного количества кресел в зале ожидания, комнат матери и ребенка до оборудования должного количества очковых, извините, мест в туалетах. Все это,
разумеется, замечательно, но на все это нужны деньги. А где их взять, если пассажиропоток из-за «нелегалов» мелеет?
Скажем, акционерное общество недавно пустило в эксплуатацию современно оснащенное здание нового автовокзала в Изобильном (им в ОАО очень гордятся). В планах было построить в районах края еще несколько подобных взамен тоскливого вида сельских автостанций, но дефицит средств и кризис поставили на этом крест. А есть ли смысл вообще делать это, если «леваки» новую инфраструктуру, как и в Ставрополе, будут не только бесплатно использовать, но и, отбирая клиентов, лишать ее средств к существованию в недобросовестной конкуренции с регулярными перевозчиками? Последние по договору отчисляют автовокзалу за услуги, оказываемые им, и пассажирам, со стоимости каждого билета в среднем до 15 процентов, из которых, заметим, платятся налоги.
– Вот интересно: если ожидается визит какого-нибудь крупного начальства, то у автовокзала почему-то сразу же появляются сотрудники ГИБДД, и все «нелегалы» испаряются.
Проходит некоторое время – и все возвращается на круги своя, – говорит заместитель генерального директора ОАО «Автовокзал» Сергей Левшаков. Действительно, мы полдня имели возможность наблюдать: машины «залетных» перевозчиков спокойно стоят недалеко от здания автовокзала, в том числе и под знаком «Стоянка запрещена».
– Почему же не позвонили? – ощетинился в обороне в ответ на вопрос «почему?» начальник отдела технического контроля Управления ГИБДД по СК полковник В. Морин. – Чуть что – сразу милиция виновата! Еще не было такого, чтобы мы на сигнал не отреагировали…
Оказавшийся по случаю в кабинете начальник городского батальона ГИБДД П. Захаров подтвердил: выезжали, и не раз, в том числе в ходе совместных целевых рейдов с представителями администрации Ставрополя. То есть контроль все равно время от времени, систематический – отсутствует.
– Патрульную машину специально у автовокзала на постоянное дежурство определить? У нас более объемные цели и задачи по контролю за соблюдением ПДД в городе, тем более сокращение в ходе идущей сейчас реформы грядет – представляете: 700 человек! И почему, кстати, у самого автовокзала столь иждивенческая позиция – ждут, когда милиция приедет, не могут собственными силами попросить с тех же ступенек обнаглевших нерегулярных перевозчиков? Мы-то права на это не имеем…
Сложная, скажем так, реакция В. Морина объяснима, доводилось слышать от сотрудников: «Пожалуйста, не пишите про нас плохо, руки ведь опускаются!». К слову, на так называемой Южной автостанции № 1 благодаря именно милиции нет такого засилья нелегалов, их, чаще из соседних республик, быстренько спроваживают подальше – за заправку; может, потому что размерами меньше и контролировать легче? И краевое управление ГИБДД постоянно оказывает помощь инспекторам ГУ «Ставропольавто» в проведении проверок на незаконность межмуниципальных перевозок на постах ДПС. Кстати, с начала года они составили 35 совместных протоколов, наложив штрафных санкций почти на 190 тысяч рублей. Капля в море, конечно, если с улицы Мира ежедневно отправляется в нелегальные рейсы до 40 машин…
В конце разговора Владимир Васильевич согласился-таки, что стоит, наверное, плотно подежурить определенное время на Центральном автовокзале в профилактических целях. Но ведь просто так к человеку не подойдешь, ответит по принципу: «Я не такая, я жду трамвая», и все. Зачастую фиктивно оформляют рейс как «заказной». Составляют список из стихийно подошедших клиентов, рассказывал Морин, и его в случае чего предъявляют. Пассажиры же, вошедшие с водителем в своего рода сговор, молчат, как партизаны.
– А вообще нужно решать этот непростой клубок проблем комплексно, консолидируя усилия, – сказал он в завершение разговора. Кстати, о таком подходе говорили все, с кем мы беседовали, одновременно высказывая претензии друг другу.
В расчете на авось…
Заместитель генерального директора ОАО «Автовокзал» С. Левшаков считает, что край опаздывает с принятием мер, в сравнении с тем же Краснодаром. В том числе из-за чехарды профильных министров – в последние годы их сменилось человек пять, не успевали толком вникать. Сколько жалоб за подписью десятков регулярных перевозчиков в адрес власти за это время отправлено!
Вспоминал, как после теракта на автовокзале Невинномысска пару лет назад каких только проверяющих визитеров в Ставрополе не перебывало, включая даже местного участкового: и территорию потребовали огородить, и видеонаблюдение за ней установить. У нас же как: пока гром не грянет, иными словами, «Хромая лошадь» копытом в лоб не даст, высекая искры, к сожалению, никто особо и не всколыхнется. И тогда начинается всеобщая эпопея борьбы за наведение порядка на одном, отдельно взятом участке, где ЧП и произошло. В нашем же случае – уже сколько лет постоянно маячит призрак угрозы общественной безопасности.
И речь ведь даже не о террористах с экстремистами. Иные «леваки», во-первых, выходят на линию без медосмотра. А вдруг водитель чрезмерно переутомлен, совершил не один рейс сверх нормативов, что нынче не редкость. Во-вторых, по маршрутам колесят, бывает, машины без техосмотра, положенного для регулярного автобуса перед каждым рейсом (в договоре регулярных автоперевозчиков с ОАО «Автовокзал» это, как и обязательная проверка предрейсового состояния здоровья водителей, оговаривается). А ну как по дороге машина встанет всерьез и надолго, да еще в бескрайней ставропольской степи? Когда же сотрудничаешь с автовокзалом, он при форс-мажоре тут же без препирательств вышлет машину на замену.
А уж если, не дай Бог, серьезная авария на дороге или ДТП (наибольший их процент, по статистике, в России как раз и приходится на неузаконенные межмуниципальные пассажирские перевозки), то ищи-свищи потом компенсацию понесенного ущерба. Страховка-то клиентов у «приблудных» в нарушение Указа Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажира», как правило, отсутствует. Они и за счет нее имеют возможность демпинговать на рынке. Но нам ведь, пассажирам, как в той песне, все равно. Уж с нами, драгоценными, ничего эдакого не может случиться никогда. Зато хоть не намного, но дешевле! Граждане охотно клюют ради мелкого сиюминутного выигрыша на более низкую, чем у регулярных перевозчиков, стоимость проезда, особенно студенты и пенсионеры.
На прошедшем в конце февраля совещании в краевом министерстве промышленности, энергетики, транспорта и связи, где обсуждалась и эта проблема, шла речь о попытках комплексного подхода к ее решению. Во-первых, предложено значительно повысить административные штрафы для нелегальных перевозчиков по примеру Кубани, где таких, как на Ставрополье, безобразий на рынке междугородных перевозок нет. Проект о внесении поправок в региональный закон об административных нарушениях должен поступить для обсуждения в правительство СК, а затем и в Госдуму края на рассмотрение. Определен срок до 1 апреля – решить, как координировать общие действия инспекторов ГУ «Ставропольавто» с профильными подразделениями администраций муниципальных образований, ведь на весь немаленький край действуют всего лишь… восемь его инспекторов! Активный же интерес к проблеме сегодня замечен лишь у руководства трех территорий: Ставрополя, Изобильненского и Благодарненского районов. Но в том же краевом центре, как и в других МО, в основном контролируют внутренний рынок пассажирских перевозок, региональный – междугородных от случая к случаю, хотя горожане – клиенты «нелегалов» и, естественно, входят в зону риска. А учитывая, что приоритет в развитии общественного транспорта столицы края определен за автобусами и троллейбусами, так называемые маршрутки будут сокращаться, можно предсказать – куда они свои колеса направят…
Валентина КИСЛЕНКО.
Фото Владимира КРИВОШЕЯ.