Необычный город с воздушной набережной

Тамара Коркина
Необычный город с воздушной набережной

В начале июня в Ставрополь приедут более ста главных архитекторов городов России, сотрудники научно­исследовательского проектного института Генплана и другие маститые градостроители. С 4 по 6 июня в нашем городе будет проходить Совет главных архитекторов России, который возглавляет Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы.

Во Дворце культуры и спорта пройдет большая выставка ставропольских архитекторов, где будут представлены материалы по 53­му историческому кварталу, ограниченному улицами Дзержинского, Советской, проспектом Октябрьской революции, улицей Маршала Жукова. Накануне этого события прошла встреча главного архитектора Ставрополя Петра МАРКАТУНА с представителями СМИ. Он рассказал о предстоящем мероприятии, ответил на многочисленные вопросы журналистов.

Почему именно Ставрополь?

В 2004 году у нас в городе прошла выставка «Достижения архитектуры на Ставрополье». Затем она была представлена на конкурс зодчества в Москве. Примерно 80 — 90 процентов работ было из Ставрополя, мы получили тогда второе место и серебряную грамоту. Подчеркну – по стране.

Тогда все обратили внимание на то, что в городе хорошее качество архитектуры. Причем полным ходом идет строительство жилья. В прошлом году в Ставрополе сдано 226 тысяч квадратных метров, тогда как, например, в огромной Москве — 1 миллион. Если говорить о Северном Кавказе, то у нас один из лучших показателей.

Сегодня в городе тысячи площадок, на которых строится жилье, и темпы строительства снижаться не будут. Это тоже один из факторов, влияющих на решение провести Совет главных архитекторов в нашем городе. Взяли в учет и то, что город наш тупиковый, проездом не попадешь, многие и не слышали о Ставрополе. Но кто из коллег бывал – уезжали с мнением, что город очень интересный.

Он даже по своей градостроительной архитектуре необычный. Ни в одном южном городе нет, например, площади. А у нас она есть, в самом центре. Обычно города строятся на реке. У нас ее нет, зато есть воздушная набережная. На Крепостной горе стоишь — будто море внизу плещется. А где еще найдешь перепад в 400 метров по всему рельефу?

О телеге

впереди лошади

У российских архитекторов самое наболевшее — действующее законодательство. Никто не был готов к тому, что совершенно внезапно будут приняты такие вот Градостроительный и Земельный кодексы. Ими фактически поставили телегу впереди лошади. Иными словами, земельные вопросы оказались впереди градостроительных, что в корне неправильно. Сейчас архитекторы превратились в землемеров. Отмерили землю – и все, а что на ней будет построено, их согласно закону не должно волновать.

До сих пор не принято множество подзаконных актов, без которых законы выполняются порой прямолинейно, без учета многих особенностей. Поскольку действие закона не имеет обратной силы, то придется смириться с тем, что просто не должно быть.

Про генеральный план

Главные архитекторы городов России упорно настаивают на том, что одним из главных требований Градостроительного кодекса должен быть генеральный план. Его сегодня нет даже в Москве. В нем должен быть прописан регламент использования земель и принципиальное функциональное зонирование. Что это такое? На дворе капитализм, мы вошли в другое правовое поле. Для того чтобы такую документацию сделать, необходимы не только определенные финансовые вливания, но и сильные градостроительные институты, как было раньше.

За последние 15 лет они полностью исчезли, профессия градостроителя – тоже. Все сходятся на том, что нужны действия государства, чтобы поднять эти институты. Должна быть стратегия развития как страны в целом, так и регионов. Должны действовать железные правила, должны проводиться общественные слушания по тем объектам, которые в регламенте не прописаны.

Как советоваться с населением?

Мы много думали, как советоваться с населением? Законодательством это четко не определено. Варианты возникали один за другим. Решили, например, опереться на советы микрорайонов. Им дали право самим принимать решения по использованию земельных участков на их территории. Приходили в микрорайон, председатели подписывали бумаги. Потом вдруг выяснялось, что при возникновении спорной ситуации спросить не с кого, подписавшего документ переизбрали.

И не факт, что принимающие решение были правы и действовали в интересах населения. Сколько раз приходилось слышать, что «они все куплены». А как же тогда быть? Решили, что пусть глава районной администрации берет на себя ответственность. В принципе же, твердого решения еще не нашли.

Можно печатать информацию в газетах, но их не все читают. Да и, прочитав, не все поймут. Интересы людей, как правило, находятся в шаговой доступности, в ста метрах вокруг дома. Других, глобальных интересов, нет.

Как застраивается город

Я уже сказал, что в Ставрополе много строят, мы активно выполняем программу Президента РФ. В позапрошлом году сдали 180 тысяч квадратных метров жилья, в прошлом – 226 тысяч, в этом собираемся построить 230 тысяч. Сейчас часто приходится слышать, что идет хаотичная, нерегулируемая застройка. Ее еще почему­то называют самовольной. С чего она самовольная, если все документы прошли экспертизу, подписаны главой города?

Думаю, правильнее говорить о том, что идет точечное эффективное использование муниципальной земли. Об этом же говорил и Президент РФ, подчеркивающий, что надо более эффективно использовать муниципальную землю. Сегодня стоимость домов, которые строятся на существующей инфраструктуре, в сложившихся жилых районах, там, где это позволяют нормы, – ниже. Но такие площадки исчерпываются, нам надо выходить на новые земли, которые прилегают к освоенным территориям. Конечно же, там цена квадратного метра повысится, мы наверняка резко сбавим темпы строительства жилья. Ведь при освоении новых земель необходимо строить инженерные сети, подстанции, котельные, очистные сооружения.

О пробках

и парковках

Предусмотреть такое катастрофическое увеличение транспорта не мог никто. С одной стороны, налицо улучшение нашего благосостояния. С другой — в корне нарушена та концепция развития городов, которая действовала по всей стране. При социализме планировка городов ориентировалась на развитие общественного транспорта. Сейчас появилось столько машин, что дорожная сеть с этим просто не справляется.

Градостроители Запада в свое время здорово нам завидовали. Они дружески предупреждали — не допускайте, чтобы развивался индивидуальный транспорт. Иначе вы получите такой же коллапс, в каком живем мы.

Мы тогда отмахивались: да что вы, у нас такого быть не может!

А сейчас любой может пойти и взять кредит на машину, их – на любой вкус. Все это стало для нас полной неожиданностью, наши улицы для такого движения просто не приспособлены.

В нынешнем Градостроительном кодексе сказано, что субъект федерации на своей территории должен провести корректировку сниповских норм и принять для себя нормативные требования. Одно дело количество машин в Якутии и совсем другое — в Ставрополе. Таких норм наш край, к сожалению, пока не принял.

Наболевший вопрос — стоянки в центре города. Сегодня все понимают, что их нужно строить, причем многоэтажные. Мы уже и места определили, но никто их строить не торопится. К примеру, на земельном участке, где планируется строительство стоянки, стоят жилые дома. Чтобы выставить его на конкурс, необходимо за год предупредить людей о том, что они попадают под снос. Затем надо найти деньги, чтобы снести дома, предоставить людям квартиры, расчистить площадку, подготовить исходно­разрешительную документацию. И только после всего этого можно выставит участок на конкурс и определить цену с учетом понесенных затрат и с заложенной будущей выгодой. Набегают огромные суммы, а окупаемость в лучшем случае через 20 ­ 25 лет.

И еще. На Верхнем рынке мы сделали многоэтажную стоянку, но как стояли машины вокруг рынка, так и стоят. А специально приспособленное помещение пустует. Это менталитет наших людей. Строить вторую стоянку, как намечалось, хозяин уже не хочет. Сначала с автомобилистов денег совсем не брали — не заезжали, сейчас установлена чисто символическая плата, тоже не заезжают. А вот квартиры люди уже не покупают, если негде поставить машину.

А вообще нам надо думать и об эффективном использовании того, что имеем. Почему бы в будние дни не использовать площадь Ленина как автостоянку? Здесь бы уместились все автомашины, что стоят в центре города. Во всех городах Европы так муниципалитеты и поступают.

…Разговор был долгим, судьба города волнует всех, поскольку нам в нем жить.

 

tkorkina@vechorka. ru



Последние новости

Все новости

Объявление