Непогода стала катастрофой
Наталья АрдалинаНа этой неделе девятерых погибших альпинистов спасатели спускали сначала пешим ходом, а затем на ратраках в район известной альпинистской базы - «Приюта одиннадцати». По воле судьбы именно одиннадцать альпинистов исчезли при восхождении на Эльбрус.
За хроникой событий на Эльбрусе следили две страны – Украина и Россия. Сейчас уже с достаточной долей определенности можно сказать, что трагедия произошла на спуске с западной вершины горы. Группа из восьми москвичей, среди которых, по некоторым данным, были офицеры спецназа, и четырех жителей Киева, в том числе двух подростков 1990 и 1989 года рождения, вышли на восхождение в ночь с 8 на 9 мая. Они не вернулись к контрольному сроку. Группа шла по самому популярному маршруту: скалы Пастухова – косая полка (обход вершин) – седло – одна из двух вершин. В хорошую погоду до скал Пастухова можно доехать даже на ратраке (снегоуплотняющей технике на гусеничном ходу). Главная опасность на первый взгляд простого для восхождения Эльбруса, покрытого несколькими кубическими километрами льда, - это резкие смены погоды с отсутствием видимости, а также прикрытые снежными мостами трещины в ледовых зонах. Эльбрус считается второй вершиной в мире по количеству погибших восходителей. Первая в черном списке – «крыша» мира Эверест.
Утром 10 мая из непогоды и лютого холода – мороз наверху достигал 50 градусов – удалось выйти лишь одному альпинисту. Спасатели, разбившись на несколько групп, обследовали разные участки горы и в Терскольском ущелье встретили Николая Антонова, который показал приблизительное место нахождения основной группы пострадавших. Его брат оставался наверху с остальными членами группы. Тогда Николай сказал спасателям, что все восходители живы. В их поисках были задействованы примерно 50 спасателей. Это не только сотрудники Эльбрусского поисково-спасательного отряда МЧС РФ, которые искали людей вместе с начальником отряда Борисом Тиловым, но и спасатели из Нальчика, Ставропольского ПСО МЧС РФ, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Сильный ветер и практически полное отсутствие видимости тормозили поиски, а поднять в воздух вертолет было тем более невозможно, хотя все это время еще оставалась слабая надежда, что люди живы. Только 11 мая, когда установилась ясная погода, группа эльбрусских спасателей и общественников из числа альпинистов вышла в район седловины Эльбруса. В воздух подняли авиацию - работали вертолеты МВД Кабардино-Балкарии и ФГУП «ЭльбрусАВИА». При облете на одном из склонов на высоте около 5000 метров обнаружили палатку и спальник. А на высоте 5300 метров (обе вершины Эльбруса выше 5600 метров), в районе седловины, нашли семерых погибших альпинистов. Судя по всему, они погибли от переохлаждения.
C 12 по 15 мая спасателей останавливала непогода – мощный снегопад и ураганный ветер. Продолжая свою работу, порой и они рисковали жизнью – один попал в трещину, правда, успел «зарубиться» ледорубом, двое в связке сорвались с ледовых скал, отделавшись терпимыми травмами. Одна группа спасателей искала ненайденных участников восхождения, другая транспортировала сверху тела погибших. В понедельник поисковая группа нашла восьмого альпиниста - Максима Зубарева, который был руководителем московской группы, во вторник - девятого погибшего участник а неудавшегося восхождения, Александра Антонова. Обоих молодых людей обнаружили в окрестностях скал Пастухова но довольно далеко от тропы, отмеченной вешками и ведущей к вершинам Эльбруса.
Выше последней очереди канатной дороги – станции «Мир» - остановиться можно в трех местах, которые называют хижинами, в том числе в месте, где находилась ныне сгоревшая альпинистская база «Приют одиннадцати». Как сообщил руководитель пресс-службы МЧС РФ по Кабардино-Балкарии Кантемир Давыдов, тела погибших спускали от скал Пастухова на ратраках до отметки 3800. Это район «Приюта одиннадцати», где была расчищена площадка для посадки вертолета МЧС РФ. Погибших перевезли сначала на поляну Иткол в 10 километрах от поселка Азау, где их ждали родственники. Затем доставили в морг Нальчика. Туда же на автобусах отправили родных и близких погибших на Эльбрусе людей. Все альпинисты опознаны. Среди семерых, найденных первыми в районе седла, было трое москвичей - Евгений Пузырев, Андрей Ловгинов, Денис Бухвостов и четверо жителей Киева – Николай Хорунженко и его сын Александр, 17-летний Максим Мельник, а также финансовый директор одного из печатных изданий Вячеслав Зоря. Люди превратились в сплошной лед. У некоторых сильнейшие ушибы, и даже при визуальной оценке - несовместимые с жизнью переломы. Сейчас есть версия, что на спуске группу настиг страшный ураган. Ветром людей снесло вниз, к седлу. Сопротивляться они не могли, возможно, даже не поняли, что произошло, настолько были измотанными и замерзшими. Сейчас на склонах горы разыскивают еще двоих москвичей – Урубекова и Дмитриева. Метель и сильный ветер пока не позволяют продолжать поиски их и вновь поднять вертолет. Сейчас на Эльбрусе работают около 30 спасателей. Они обследуют восточный и юго-восточный склоны.
Ольга Токмакова, «Российская газета»,
специально для «Вечернего Ставрополя».