Неприкосновенный запас
Наталья БуняеваВ рамках Национальной программы «Неприкосновенный запас — дети Отчизны», разработанной Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), впервые в Ставрополе проводились сборы «Юных спецназовцев». Организаторы лагеря — краевое управление ФСКН, 247-й отдельный десантно-штурмовой полк, Ставропольская краевая молодежная общественная организация «Военно-спортивный технический клуб «Секция А», администрации Ставрополя и несколько спонсоров.
…Когда мы приехали в лагерь, там народец — мальчишки и девчонки, лет от десяти и до призывного, наверное, возраста. Увидев, что командир — инструктор Андрей Алексанов - приближается с делегацией, спешно завязывают на макушках банданы цвета джунглей. «Чего это они? Испугались, что ли, Андрей?» - «Ну да… Испугаешь их! Просто они знают, что в армии без головного убора — это все равно, что без головы. Равняйсь!» И около сорока ребят подтянулись, выпрямились… «Здорово ночевали, казачки!» — это уже я вдруг с чего-то их к казакам «пристегнула». И вдруг: «Слава Богу!» Хоть и нестройно, но очень дружно. Вот так, действительно, застать врасплох оказалось делом сложноватым.
Все эти воспитанники приехали из Ессентуков на две недели: лагерь, так сказать, ротационный: одни приезжают, другие уезжают… Андрей Николаевич даже грустит по этому поводу: «Они у меня через неделю чуть ли не бойцами становятся. Во всяком случае, тренировки, занятия, все проходит в режиме части: подъем, завтрак, занятия по секциям… Они у меня марш-броски по сорок километров совершают!» И маленькие тоже?! «А где тут маленькие? Все бойцы, нагрузки практически одинаковые. Все дети из вполне благополучных семей, тот самый «золотой запас»: они уже точно знают, что пойдут в армию, что будут служить Родине».
Жили ребята в палатке. Чисто, аккуратно заправленные кровати, на одной «талисман»: котенок, умещающийся на ладошке. «Имя есть у бойца с хвостиком?» - «Ну, Чапай, примерно…» Юный Чапай переползает поближе к печке: когда холодно, воспитанники Андрея Алексанова сами ее топят. Дровами. Это дети из обычных городских семей! А еще они — как прививка. Если вдруг прибывают в лагерь дети — местные «генералы песчаных карьеров», к первому десятилетию своей жизни повидавшие столько, что иному взрослому не под силу, их незаметно «прибивают» к бивуаку «Юных спецназовцев». И через очень короткое время «хулиганы» превращаются в нормальных детей, любознательных, открытых и бесстрашных. Ножи вот метали, Андрей Николаевич учил. «Не боялись, Андрей? Это же холодное оружие в руках беспризорника…» Нет, он не боялся. Потому что сам всю жизнь отдал армии: «Если спецназовец бросает оружие, значит, он становится безоружным… Вот такая философия. Поэтому метание ножа — скорее, развлечение, чем боевое что-то… Я всех беру к себе: курящих, некурящих, хороших, плохих… И начинаю с ними работать. Как только ребенок понимает, что есть нечто, более увлекательное, чем уличные подвиги, он преображается буквально на глазах. Вот недавно рядом с нами были ваши, городские неблагополучные дети. Вставали на час позже моих, завтракали не спеша, в общем — санаторий! А через пару дней вдруг заныли: хотим, как они (мои спецназовцы), и ничего — забегали! Да еще как! Ко мне родители многие обращаются: возьми, пусть хлебнет армейского лиха, может, человеком станет… Беру, да еще с каким удовольствием: ребенок, он как тесто. Что вылепишь, то и вырастишь.
Мальчишки и девчонки в лагере проходят не только армейскую подготовку. С ними занимаются представители ФСКН, рассказывают о том, чем может закончиться для них «встреча» с наркотиками… Сотрудники краевого клинического наркологического диспансера и рассказали и показали специальный фильм о том, что из наркотического плена выхода нет. Ребята слушают внимательно: лекции построены таким образом, что все понятно и маленьким и взрослым воспитанникам.
Настоящие бойцы, разведчики, десантники, призванные на службу, не скрывают уважения: «Смена нам растет!» Эти не будут бегать от армии, они уже знают, как это — Родине служить.
Командирами подразделений военно-патриотического лагеря являются инструкторы военно-спортивного клуба «Секция А», а также командиры подразделений и медперсонал военной части.
13 июля лагерь закрылся. Дети разъехались по домам, и на следующий год практически все воспитанники уже запланировали, где и как они проведут часть лета. Конечно же, у десантников.
Фото Александра Плотникова.