Непьющему карьеру не сделать?

Наталья Буняева

Не так давно американские ученые установили, что сотрудники, которые на короткой ноге с алкогольными напитками, приносят своим работодателям гораздо больше прибыли, нежели убежденные трезвенники. Все дело в старых как мир законах человеческой психологии: проще всего уломать человека поступить по­твоему в задушевном разговоре за рюмочкой­другой хорошего коньяка. Так что заключение выгодных сделок и контрактов как нельзя лучше проходит, можно сказать, “под градусом”.

Но, надо думать, зарубежные специалисты, рассуждая о коммерческой пользе выпивки, брали примеры из знакомой им американской или европейской практики. А вот вопрос о том, как с этим дело обстоит у нас в России, остался, по сути, нераскрытым. Всем известно, что по отечественным меркам заграничные представления о пьянстве выглядят невзрачно. Так что газета “Новые известия” не зря задалась целью проверить, насколько применимо американское открытие к российской почве. Оказалось – вполне, но не без подвоха.

В нашей стране очень ценят некоторые древние традиции, и одна из них – решать серьезные дела за накрытым столом. Ее неуклонно соблюдают вот уже три века кряду, и никакие требования этикета и всяческие корпоративные новшества не в силах поколебать эти устои. Наоборот, в современной России появились такие профессии, которые в наших условиях просто несовместимы с трезвым образом жизни. Менеджеры, работающие с крупными клиентами, волей­неволей вынуждены прибегать к помощи спиртного, чтобы “наладить контакт”. Большинство переговоров проводится в ресторанах, на фуршетах или банкетах, где человеку непьющему будет крайне трудно найти общий язык с теми, кто навеселе. А уж когда дело доходит до просьбы – тут без бутылочки­презента не обойтись. Даже психологи признают, что восприятие алкоголя как неотъемлемого атрибута задушевного общения уже стало частью нашего менталитета.

Корпоративные вечеринки в этом смысле исключением не являются. Похоже, совместное распитие спиртного стало в России едва ли не самой популярной стратегией тимбилдинга, то есть сплочения коллектива. Трезвеннику придется нелегко, поскольку он явно окажется в меньшинстве и будет выделяться из общей массы, представ перед коллегами в не очень выгодном свете. На трезвую голову, к примеру, как­то не получается подойти к своему офисному недругу и попытаться заключить перемирие. Зато “хмельная” дипломатия порой позволяет достичь эффекта просто невероятного.

Но главный негатив в хорошую компанию вносят не столько убежденные сторонники трезвости, сколько экс­алкоголики, которые некогда пьянствовали без меры, потом вынуждены были закодироваться и ныне с ненавистью смотрят на коллег, которые могут позволить себе рюмочку­другую без последствий в виде недельного запоя. При этом все руководители прекрасно понимают, что выпивающий сотрудник и пьющий сотрудник – понятия принципиально разные. Никому не хочется заполучить себе в фирму потенциального клиента вытрезвителей и наркодиспансеров.

Существует даже специальная тактика кадровых менеджеров, позволяющая выявить скрытых алкоголиков на стадии собеседования. Как правило, говорят российские специалисты, такие люди тщательно стараются ничем не проявить своих наклонностей, но допускать их до переговоров с важными клиентами ни в коем случае нельзя. Для того чтобы не взять на работу “кота в мешке”, отдел кадров пускается на разные ухищрения. Самой распространенной практикой является обращение в милицию за справкой о конкретном лице – задерживался ли за пьяные выходки, попадал ли в вытрезвитель и так далее. В последние годы, когда бизнесмены во всем мире стали применять детекторы лжи для выяснения некоторых аспектов у своих подчиненных, Россия не осталась в стороне: сейчас применение этих устройств перестало считаться дикостью и используется как раз для подтверждения благонадежности потенциального сотрудника.

Утро.Ру.



Последние новости

Все новости

Объявление