«Несчастливый» царский постамент
29 октября 1850 года в Ставрополь по дороге из Тифлиса прибыл цесаревич, наследник престола, великий князь Александр Николаевич Романов.
«Еще с утра вся Большая улица, начиная от Тифлисской заставы до Дома командующего, представляла движение необыкновенное, — писал краевед Г.Н. Прозрителев. — Но лишь к вечеру кортеж наследника престола оказался вблизи станицы Старо-Марьевской, где его встретила и сопровождала до Ставрополя конная сотня казачьих девушек в полном вооружении. По обычаю того времени вдоль дороги были расставлены горящие смоляные бочки, освещавшие путь».
Цесаревич остановился в Доме командующего, около которого собралась многотысячная толпа. «До самой глубокой ночи дом этот, — сообщалось в местной газете, — был окружен почти всем населением Ставрополя; тысячи глаз были прикованы к окнам этого дома и, увидев образ гостя, выражали свой восторг потрясающим криком «ура»…
На следующий день на площади у Дома командующего состоялся смотр войск в присутствии наследника престола, а также командующего войсками Кавказской линии генерал-лейтенанта Н. Заводовского, губернатора А. Волоцкого, предводителя Ставропольского дворянства Г. Колантарова.
После парада войск наследник посетил Казанский кафедральный собор, а после службы побывал в только что возведенном здании Думы, мужской гимназии и женском училище святой Александры, новом военном госпитале.
В ознаменование посещения Ставрополя будущим императором Александром II Третья улица губернского центра, как и площадь у Дома командующего, именуемая еще «Татарским базаром», с 1851 года стали именоваться Александровскими.
В «Кавказском календаре» за 1855 год говорилось, что «…у градского общества возникла мысль о постановке в Ставрополе памятника-бюста его Высочества Наследника Цесаревича». Однако лишь в 1861 году, при вторичном посещении Кавказа уже императором Александром II, местные власти официально вышли в Правительственный Сенат с просьбой разрешить городу установить памятник царю-освободителю. Но вместо Ставрополя памятник был установлен близ станицы Царской Кубанской области, где отдыхал император во время поездки на Кавказ. В третий раз Ставрополь поднял вопрос об установке в губернском центре памятника Александру II после покушения на него 2 апреля 1879 года народовольцами, а затем и убийства 1 марта 1881 года. И снова безрезультатно.
В 1911 году в России готовились торжественно отметить 50-летие отмены крепостного права. К этой дате Ставрополь наконец получил разрешение на установку бюста царя-освободителя. Но из-за холодной зимы, когда невозможно было вести строительные работы, памятник к дате поставить не смогли.
«Ставропольский губернатор Б.М. Янушевич, — говорится в одном из архивных документов, — предоставил в дар городу Ставрополю бюст-памятник Великого царя-освободителя императора Александра II, выразив при том желание, чтобы памятник этот был установлен против дома губернатора на городском бульваре». Бронзовый памятник был доставлен из Москвы. Дума города выделила 500 рублей серебром на устройство постамента для бюста, цветника и каменного перехода от дома губернатора на бульвар к подножию памятника.
6 декабря 1911 года состоялось торжественное открытие и освящение памятника императору Александру II. Этому предшествовала литургия в Казанском кафедральном соборе. По её окончании духовенство города во главе с епископами Агафадором и Шихилом крестным ходом направилось из собора к месту освящения памятника. За крестным ходом вместе с губернатором шли депутации от общественности с многочисленными венками, учащиеся гимназий и духовных училищ и, наконец, батальон знаменитого Самурского 83-го пехотного полка в полном вооружении с полковым духовым оркестром.
Вся процессия под звон колоколов по Николаевскому проспекту дошла до дома губернатора, где собралось целое людское море. После молебна и освящения памятника хор Казанского собора в сопровождении оркестра исполнил «Коль Славен». Самурцы стали «на караул», затем грянул трехкратный ружейный залп…
С установлением советской власти в Ставрополе бюст Александра II был сброшен с постамента, а затем перенесён в подвалы здания бывшей городской управы, а в конце 20-х годов отправлен на переплавку. «Обезглавленный» пьедестал простоял несколько лет, прежде чем на него был торжественно водружён бюст товарища Свердлова. Но и он недолго устоял на «царском» постаменте. Накануне Великой Отечественной войны место верного ленинца заняло скульптурное изображение Сталина, в свою очередь разрушенное в период оккупации Ставрополя гитлеровцами.