Неустрашимый Доватор

Наталья Буняева
Вот живем мы в своем городе, ходим по улицам, иной раз возмущаемся: раскопали, нет транспорта… А о том, почему эти улицы так или иначе называются, уже, кажется, и не задумываемся… Я, к примеру, вполне серьезно думала, что широченная улица Доваторцев, по которой каждый день езжу с работы и на работу (да где, собственно, эта работа и располагается), как раз та самая, по которой проехали конники генерала Доватора… Ну, широкая она такая, как раз для кавалерии. И ведь в голову не пришло, что во время войны эта улица была маленькой, непролазной, и вообще... Так кто же он, этот генерал? Почему его именем названы улицы в Москве, в Ставрополе, Новосибирске, Иркутске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Витебске, в других городах и даже в Израиле? Потому что он — ГЕРОЙ!
 
 
В атаку конь тебя несет,
в бою нет ближе друга.
От верной смерти он спасет –
хоть дождь, хоть снег,
хоть вьюга.
Туман, Огонь, Индус, Стратег,
Русалка, Ветер, Гладиатор
– Такие клички лошадям
любил давать Доватор.
 
Лев Михайлович Доватор, командир Отдельной кавалерийской группы, за голову которого гитлеровское командование назначило крупную денежную награду и для поимки которого создало специальные отряды, родился 20 февраля 1903 года в селе Хотино Витебской губернии в бедной крестьянской семье. До сих пор ученые и биографы спорят о его национальной принадлежности: кто-то говорит — русский, кто-то — белорус, а в «Книге иерусалимских праведников» он тоже есть…

В 14 лет Доватор уехал в Витебск и стал рабочим на фабрике. Случилась Октябрьская революция, и юный Лев с головой окунулся в революционные водовороты. В 1922 году был направлен в партшколу в Витебске, затем стал председателем Хотинского комбеда, занимался организацией товарищества по совместной обработке земли. Через два года Лев Доватор добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1926-м он окончил Военное кавалерийское училище. Накануне войны Лев Михайлович Доватор учился в Военной академии имени М. В. Фрунзе, по окончании которой служил начальником штаба Особой кавалерийской бригады в Москве.

И вот она — Великая Отечественная! В первые месяцы войны в звании полковника Доватор находился при штабе Западного фронта. И буквально с первого же месяца боев он становится едва ли не главной грозой гитлеровцев. В июле 1941 года за отличие в оборонительных боях на Соловьёвской переправе через Днепр он был награждён орденом Красного Знамени. Противник за его голову предлагает баснословные суммы: с каждой победой кавалеристов Доватора все больше боятся.

В августе 1941 года ему было доверено возглавлять Отдельную кавалерийскую группу, сформированную из нескольких казачьих полков. В их рядах было 3000 человек, но враги считали, что их больше 100 000. А как иначе: на тебя летит всадник с развевающейся за плечами (как крылья!) черной буркой — сама смерть! Танкисты отворачивали машины и удирали на всех парах! Это так они сабель боялись и какого-то исступленного налета кавалерии. Под командованием Доватора крупное конное соединение впервые совершило рейд во вражеский тыл, нанося удары по коммуникациям, уничтожая штабы, транспорт, склады и живую силу гитлеровцев.

Внезапным мощным броском советские конники прорвали оборону немецко-фашистских войск на нескольких километрах по фронту. Появление кавалерийской части Красной Армии, углубившейся на 100 километров в тыл врага, вызвало панику среди фашистов. Две недели продолжался этот исключительно трудный рейд по бездорожным лесисто-болотистым районам Смоленщины. За это время доваторцы уничтожили свыше 2500 вражеских солдат и офицеров, 9 танков, более 200 машин, несколько военных складов. Были захвачены многочисленные трофеи, которые пошли на вооружение партизанских отрядов. За голову Доватора гитлеровское командование назначило очередную крупную награду, ее повысили до 50 тысяч марок, однако кавалеристы Доватора были неуловимы.

сентябре – октябре 1941 года, после присвоения Л. М. Доватору воинского звания генерал-майор, его воины

участвовали в тяжёлых оборонительных боях на дальних подступах к Москве. С ноября 1941 года Доватор командовал 2-м гвардейским кавалерийским корпусом, который совместно с другими войсками 16-й армии защищал подступы к Москве на Волоколамском направлении. Генерал Доватор, без отдыха и покоя, постоянно бывал в действующих частях корпуса, поддерживая боевой дух конников, мужественно сражавшихся на подступах к Москве. Казаки всерьез считали своего генерала заговоренным, и потихоньку, чтобы уж не вызвать гнев начальствующих, — богоизбранным. Лев Михайлович Доватор стал личностью известной, постоянно окруженной легендами, многие из которых были просто небылицами. О нем слагали стихи и писали песни. Даже почтовую марку с его портретом выпустили! Это, знаете ли, честь — посылать «треугольник» письма с портретом всеобщего любимца генерала!

11 декабря 1941 года Второй гвардейский кавалерийский корпус Доватора был переброшен в район Кубинки. 150 километров он шел по тылам немецко-фашистских войск, преследуя их отступающие части, и 19 декабря вышел к реке Рузе. Передовые части корпуса уже были в районе деревни Палашкино под Москвой, где находились крупные силы гитлеровцев. 20 декабря напротив деревни под крутым берегом реки Доватор разместил походный штаб корпуса и, решив лично осмотреть перед атакой расположение обороны противника, поднялся на противоположный берег реки. Фашисты, заметив скопление людей, ударили из пулемёта. Генерал-майор Доватор был смертельно ранен.

казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1941 года гвардии генерал-майору кавалерии

Доватору Льву Михайловичу за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Генерал-майор Лев Доватор был награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Похоронен Лев Михайлович в Москве на Новодевичьем кладбище. На месте, где погиб генерал, был воздвигнут обелиск. 

При подготовке материала использована официальная биографическая справка, а также стихи гвардии сержанта Я. Энтина.



Последние новости

Все новости

Объявление