Неужели памятники пойдут с молотка?..
Ольга МетёлкинаС недавнего времени часта употребления слова «приватизация», обросшего в народе негативными эпитетами, вновь поползла вверх. На сей раз оно активно используется применительно к памятникам культуры. Попросту говоря, идея в том, чтобы, к примеру, обшарпанные здания с табличками «Охраняется государством» стало возможным передавать в собственность платежеспособным лицам.
Основным аргументом в пользу процесса разгосударствления «культурной собственности» выдвигается неспособность в сложившихся условиях поддерживать историческое наследие в надлежащем состоянии. Понятно, что «ветер перемен» дует из Москвы и Санкт-Петербурга. Там несравнимо больше, чем в провинции, объектов, на которые уже положили глаз потенциальные покупатели.
«Администрация Петербурга подготовила список из 20 дворцов, которые пойдут с молотка сразу же после утверждения генерального плана развития города. Приватизация памятников культуры начнётся уже с нового, 2006 года», — сообщили недавно «Московские новости».
Закон о приватизации памятников еще не принят, но уже одобрен на высоком уровне. Так, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой считает, что «памятники федерального и регионального значения должны попадать в хорошие частные руки», он назвал это обычной европейской практикой, которую нужно использовать и в России.
Музейщики во главе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским категорически против. «Прежде чем продавать ценное имущество направо и налево, государство должно создать службу, которая мешала бы новым хозяевам перестраивать это самое имущество в соответствии со своими личными вкусами, — считает Пиотровский. — Да, у памятника может быть хозяин. Но права его на эту ценную собственность должны быть ограничены рамками множества правил и предписаний. И придерживаться их обязаны все владельцы, в том числе и государство. Давайте честно скажем: мы готовим приватизацию памятников от нашей бедности, от неумения владеть этим добром! Государство должно признаться, что идет на нечистое дело».
Отношение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры к приватизации объектов культурного наследия еще год назад было выражено в консолидированном мнении Центрального совета ВООПИиК. Основная мысль документа сводится к следующему: приватизация не означает ничего другого, как простую распродажу зданий-памятников, которая не позволит обеспечить конституционное право граждан на их доступность.
Статистика.
В России, по данным ВООПиК, свыше 80 тысяч памятников федерального значения. Из них в Москве — З500 и в Санкт-Петербурге — 7500. За 15 лет по всей России сдано в долгосрочную аренду не более 100 федеральных памятников.
В Ставрополе памятников истории и культуры относительно немного, тем ценнее каждый из них для города. Если только представить, что закон о приватизации объектов культурного наследия будет принят в ближайшее время (достаточно вспомнить уверенные заявления питерского мэра о начале этого процесса в 2006 году), то нетрудно спрогнозировать, чем обернется столь непродуманный шаг, пока начнутся «разборы полетов» и признание ошибок по аналогии с пресловутым 131-м Федеральным законом (о местном самоуправлении).
Могу поспорить, как только будет дана отмашка на приватизацию, тут же найдутся рачительные хозяева для большинства архитектурных памятников исторического центра, пребывающих в плачевном или не слишком презентабельном состоянии. Приберут к рукам многострадальный Народный дом на проспекте Октябрьской революции, который без малого 20 лет назад «подарили» краевому кукольному театру, и ровно столько же времени он ждет капитального ремонта. То, в каком состоянии здание находится сейчас, наверняка позволит приватизировать его за минимальную сумму.
Та же участь может ожидать и дом генерала Сахацкого, а ныне арендуемое Национально-культурным обществом славян здание, которое пребывает на Нижнем рынке в аварийном состоянии уже больше десятка лет. Не останется без хозяина (как сейчас) и экзотический «Замок с привидениями» на улице Комсомольской, 100, архитектурное своеобразие которого ни у кого не вызывает сомнений.
Лилия Ходункова, председатель Ставропольского краевого отделения ВООПИиК:
— Мое личное мнение – пока не будет реестра памятников на федеральном, краевом уровнях, не будет списка реестра в городах и районах, заниматься приватизацией объектов культуры ни в коем случае нельзя.
Для начала не мешало бы изучить опыт других государств. Существует так называемая «доверительная форма управления объектами наследия», которая применяется в 60 странах мира, где государство, бизнес и гражданское общество действуют как партнеры. В переводе на российскую почву – это Министерство культуры, Общество охраны памятников и структура, которая занимает помещение памятника архитектуры. Между ними заключается соглашение, каждый добросовестно отвечает за свое направление, помня о том, что есть государственное наследие, что и мы обязаны сохранить и передать его другим поколениям.
Говорить о приватизации пока очень рано. Для этого нужна хорошо проработанная правовая база, документы, которые регулировали бы отношения между разными государством, общественностью и заинтересованными в приватизации частными лицами. Необходимо определить реальную стоимость объектов, их дальнейшее использование, доступность для граждан и т.д.
От редакции. В Ставрополе найдется немало примеров того, как выиграли архитектурные памятники XIX — начала XX века, арендованные в свое время госучреждениями, коммерческими банками и разными солидными структурами. Это можно сказать о доме губернатора, в котором сегодня работает городская Дума, о Александровской гимназии (ныне — Ставропольский военный институт связи ракетных войск), о доме купца Иванова на перекрестке Артема и Ленина («ЮНИАСТРУМ БАНК»), о доме жандармского полковника Бруна («МДМ-БАНК»), о здании Ставропольской духовной семинарии, где сегодня учатся студенты госуниверситета… К счастью, список можно продолжать. Возможно, подобная форма собственности устраивает не всех арендаторов, но в таком городе, как Ставрополь, на сегодняшний день она, как мне представляется, наиболее оптимальна.
Уважаемые читатели, нам будет интересно узнать ваше мнение о готовящейся приватизации памятников истории и культуры. Неужели исчерпаны все возможности по сохранению и восстановлению наследия прошлого, что появилась необходимость распродавать народное достояние?..