Ни в отставку, ни в запас не уходил. История с фотографией

Этой фотографии ровно 60 лет. На ней запечатлена группа курсантов, а точнее, 453 класс выпускного курса Ленинградского высшего военно-морского училища имени Фрунзе. Снимок сделан 13 апреля 1949 года. Пройдет еще несколько месяцев, и все эти 25 красивых мужественных парней станут морскими офицерами, в том числе и крайний слева во втором ряду Анатолий Бурмистров, у которого в тот день, так уж совпало, был день рождения. Тогда ему было 22.
- Шесть десятков лет прошло, - говорит Анатолий Иванович, - а кажется, это было вчера. В октябре 49-го кстати, это был первый послевоенный выпуск «фрунзаков», как мы себя называли. Лейтенантами мы, получив назначения, разъехались по всем флотам, но связи не потеряли. Есть такое понятие «морское братство». Оно самое крепкое. Обо всех моих одноклассниках не могу рассказать, как сложились их судьбы, но о большинстве сведения есть.
Да, в октябре 49-го всем им было присвоено звание лейтенант. А в каких званиях и должностях закончили службу? Сложилось по-разному.
Валентин Поникаровский (он в первом ряду второй справа) стал полным адмиралом. До отставки был начальником Военно-мор-ской академии имени Н. Г. Кузнецова. Долгие годы он возглавлял Совет ветеранов-подводников ВМФ.
Это был первый послевоенный набор. Среди курсантов были и вчерашние фронтовики - не только моряки, но и представители других родов войск. Как, например, танкист Герой Советского Союза Владимир Герасимов (четвертый справа в первом ряду). Став морским офицером, он дослужился до контр-адмирала. Его последняя должность - начальник аварийно-спасательной службы (АСС) ВМФ.
Капитанами первого ранга и в соответствующих высоких должностях закончили службу В. Иванов, Л. Окулов, В. Васильев и другие. Кстати, капитан первого ранга в отставке Валерий Павлович Васильев, ныне здравствующий и проживающий в Санкт-Петербурге (на фото он в первом ряду третий справа), написал и в 2003 году издал богато иллюстрированную фотографиями, замечательную книгу воспоминаний, которую так и назвал: «Воспоминания о временах прошедших» (автору этих заметок посчастливилось прочесть ее).
Еще часть «фрунзаков» поднялись по служебной лестнице до капитанов второго ранга, ушли в запас, а затем, как и принято, в отставку. Среди них и А. Бурмистров. Начав службу на Черноморском флоте на эсминце «Буйный», двигаясь вверх по ступенькам карьеры, он был уже командиром отдельной подвижной ракетно-технической базы Тихоокеанского флота, обеспечивая подготовку и обслуживание новейшего ракетного оружия подводных лодок. До каперанга (так «между собой» моряки «величают» капитанов первого ранга) оставалось немного, но... Тут в самый раз напомнить, может быть, кому-то из пока не посвященных молодых читателей «ВС», о том, что Анатолий Иванович один из славной семейной династии моряков-подводников нашего сухопутного Ставрополя, начало которой положил глава семьи Иван Алексеевич. По его стопам пошел сначала старший из его двух сыновей - он - Анатолий, а затем и младший - Владимир. Как и уместно сказать: служба подводников проходит в суровых условиях, она требует особого мужества и самоотверженности, всегда была, да и остается сопряженной с риском и опасностью.
В возрасте всего 59 лет настигла смерть Ивана Алексеевича. Случилось это в мае 1962 года, когда он был уже в отставке. Сказались последствия тяжелой аварии на подлодке «Л-4». А через год, в июле 1963-го, еще один страшный удар - трагически погибает также ставший офицером-подводником младший сын. Это произошло в Тихом океане на подлодке С-61, где 24-летний лейтенант Владимир Бурмистров был командиром группы БЧ-2. После второго страшного удара не выдержало сердце матери Евдокии Степановны в предчувствии, как ей казалось, еще одной неминуемой беды. Она написала письмо Главкому ВМФ, и капитан второго ранга Анатолий Бурмистров ушел в запас. Потом в отставку. А по большому счету, никуда он и не уходил. Ни в запас, ни в отставку.
Причалив к родительскому дому, продолжая благородное дело своего отца, стал всего себя отдавать работе с молодежью, патриотическому воспитанию школьников, морскому просвещению, пропаганде славных традиций Российского ВМФ. Вот только несколько «выписок» из его «послужного списка» последних лет прошлого и текущего века. При активном участии А. Бурмистрова было образовано Ставропольское региональное отделение Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), налажены шефские связи с Черноморским флотом и Каспийской флотилией. Его усилиями создан Музей морской славы в средней общеобразовательной школе № 18 и морская школа, музей имени Бурмистрова, кают-компания «Морское братство». В это же время он написал и издал книгу «Флагман», в которой рассказал о жизни и боевой деятельности своего отца. Всего не перечислить. Как не перечислить все имеющиеся у него награды, среди которых только медалей свыше 20. Но особенно дорога ему медаль «Ветеран холодной войны на море», которая была вручена 27 июля 2003 года, в день столетия отца, Героя Советского Союза.
Анатолий Иванович Бурмистров - почетный член Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, он заместитель председателя регионального отделения Всероссийского движения поддержки флота. Заседания Совета ДПФ, встречи со школьниками, участие в городских и районных мероприятиях... Все время в движении. Порой удивляюсь, откуда у него столько сил и энергии. Хотя, конечно же, годы есть годы. Случается, договоримся о встрече у меня на квартире, в «малой кают-компании», как мы ее с ним называем, звонок:
- Толя, сегодня не могу при-ехать, приболел...
Впрочем, куда как чаще и «тяжелее» болеет ветеран за дела общественные. Не уходит боль, появившаяся год назад, когда стало очевидно, что не получается установить памятник с именами погибших подводников-ставропольцев, всех наших земляков, героев подводного флота, прославивших город. Благородное дело! Место для него, казалось, было определено идеальное: сквер у завода «Неп-тун», с согласия руководства этого предприятия и городских властей. В основе композиции памятника - боевая рубка атомной подводной лодки. Отдельно можно было бы рассказать о том, чего стоило решить вопрос о передаче рубки Ставрополю на одном из заводов Северодвинска. Нашелся и спонсор, готовый понести необходимые расходы, а они весьма и весьма немалые, связанные с доставкой рубки и монтажом памятника. Но...
неожиданно сквер был обнесен колючей проволокой объявившимся новым хозяином территории, прилегающей к предприятию. А потом... Впрочем, тому, что было потом, «Вечерка» посвятила целую полосу в номере за 12 апреля прошлого года
(Н. Буняева. «Оставим от елки палки?»). Прошел ровно год...
... В октябре «пробьют склянки», извещая о том, что минуло ровно шесть десятилетий со дня выпуска курсантов. И все эти годы по установившейся традиции каждые десять лет выпускники встречались сначала в Ленинграде, потом в Санкт-Петербурге. Последняя встреча состоялась в октябре 1999 года. На днях позвонил мне Анатолий Иванович:
- Пришло приглашение из Питера на встречу выпускников. На этот раз состоится она 26 сентября этого года.
- Поедете, Анатолий Иванович?
- Непременно!


Анатолий
ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ,
член
Союза журналистов России.



Последние новости

Все новости

Объявление