Николай Санжаров: скульптор, гражданин, патриот
В конце прошлого года в московском издательстве «Илекса» вышла книга, посвященная творчеству нашего земляка, члена Союза художников России скульптора Николая Федоровича Санжарова. Это богато иллюстрированное издание представляет интерес не только для тех, кто впервые знакомится с работами мастера, но и для нас, жителей города Ставрополя, улицы и скверы которого украшают созданные им скульптуры. Памятники М.Ю. Лермонтову, генералу А.П. Ермолову, ставропольскому генерал-губернатору Н. Е. Никифораки, воинам-интернационалистам и юным защитникам Отечества - эти и другие скульптурные композиции гармонично вписались в архитектурный облик современного и старого Ставрополя.
А вот графические работы Николая Санжарова известны не так широко. В книге собраны десятки рисунков и эскизов, сделанных тушью и карандашом. Моделями для них чаще всего становились близкие художника – жена Альбина Петровна и дочь Ольга (которые, кстати, помогали создавать книгу), друзья, его земляки – крестьяне с натруженными руками, старики с мудрыми лицами деревенских мыслителей… Заключительной частью книги стала поэма Владимира Авдеева, посвященная скульптору.
Мы встретились с Николаем Федоровичем незадолго до его дня рождения – 22 февраля ему исполнится 74 года. Пора начинать готовиться и к юбилею.
- Николай Федорович, напомните, пожалуйста, где Вы получили профессиональное образование и с чего начиналась Ваша творческая биография на Ставрополье?
- Я учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Моим учителем был народный художник СССР Аникушин. После окончания этого знаменитого вуза у меня был выбор: остаться в Ленинграде или вернуться на родину. Я вернулся на Ставрополье. И здесь первыми крупными монументами, которые я создал, стали памятник доваторцам и мемориал «Холодный родник».
- К сожалению, та самая стела, посвященная доваторцам, была снесена, и, пока она не будет восстановлена, мы можем видеть этот памятник только на фотографии или в виде макета в Вашей мастерской. А какую идею Вы вкладывали в монумент ставропольским героям-конникам?
- Объединенные в один 30-метровый монумент три клинка из нержавеющей стали символизировали три кавалерийских полка, сформированные в 1942 году в Ставрополе и отправленные под Москву под командованием генерала Доватора. Внизу, как эфес – медный тематический рельеф – рассказ о героическом подвиге наших земляков. Памятник был настоящим апофеозом Победы. Глядя на него, человек ощущал гордость за великий подвиг ставропольских конников. Стела была патриотическим символом нашего города. Теперь остается только надеяться, что власти Ставрополя выполнят свое обещание, и памятник будет восстановлен в прежнем виде, хотя и на другом месте. Работы по восстановлению с моим участием уже ведутся.
- Николай Федорович, в Вашей книге показаны эскизы памятника на Холодном роднике. Мемориал мог выглядеть совсем не так, каким его сегодня видят горожане и гости Ставрополя…
- Действительно, я сначала предложил эскиз, который вызвал эмоциональный шок в краевой архитектуре. Я исходил из того, что урочище на Холодном роднике издавна было трагическим местом. Считается, что еще во времена Екатерины II сюда в глубокий овраг сбрасывали тела казненных преступников. В годы гражданской войны здесь белые расстреливали красных, а красные – белых. По моей идее, памятник должен был символизировать трагедию братоубийственной войны: 12 – 15-метровые руки из бетона, поднимающиеся из оврага на ровное плато, как души убитых и загубленных. Руки были разные – просящие пощады, посылающие проклятье убийцам, призывающие к возмездию. Такой памятник был бы правдивым, наносящим потрясающий эмоциональный удар, опережающим по композиционному, образному и пластическому решению время. Но в тогдашней краевой архитектуре испугались и взамен предложили свою идею - расстрела фигуры у стены.
- Среди Ваших работ немало монументов, освященных идеей патриотизма и героизма, но об одном из них Вы всегда вспоминаете с каким-то особым трепетом – это памятник юным защитникам Отечества…
- Каждый памятник я пропускаю через своё сердце и душу. А тема Родины и детей военного времени трогает особенно. Здесь я применил аллегорию – Родина-мать в виде древа жизни, стоящего под напором урагана войны, а дети и подростки, как веточки, закрывают ее собою. В годы Великой Отечественной войны погибли свыше 10 тысяч детей и подростков Ставрополья. Этот памятник посвящен их подвигу, и пока он единственный в России – юным защитникам.
- Тема войны в Вашем творчестве многогранна, но в скульптуре «Вдова» она звучит как невыдуманный рассказ о тяжелой доле тысяч простых женщин. За эту работу Вы получили первую премию в 1967 году. Расскажите, как она создавалась.
- Эту композицию я вылепил за одну ночь, когда еще учился в институте. А основой для нее послужило реальное событие. Это было много лет назад, в поле, недалеко от Изобильного, рано утром, часа в четыре, я увидел женщину с коровой. Женщина обняла свою кормилицу и рыдала. А корова повернула к ней голову, как будто понимая всё, смотрела на свою хозяйку и подругу с состраданием. Можно рассказывать о том, что была война, погиб муж, и вдова осталась одна с кучей детей, а помочь ей некому. Есть только коровушка, на которую всю войну молились, на которой пахали, и она понимает вдовье горе лучше, чем человек.
Я сам жил в селе, знаю, что такое военное детство. У нас была корова Майка, я пас ее, доил. Я видел, сколько выпало на долю женщин во время войны и после нее. Есть памятники солдатам, генералам, детям, а вот вдовам, сельским труженицам, вынесшим на своих хрупких плечах страшную тяжесть войны, – нет. Я решил исправить эту несправедливость.
- Ваш патриотизм как гражданина и художника проявляется не только в изображении героических личностей, таких как герой войны 1812 года генерал А.П. Ермолов. Ваш Лермонтов в сквере возле Академического театра как будто дышит любовью к России. Такой образ вряд ли удался бы человеку, который равнодушен к поэзии.
- Еще подростком я завороженно вчитывался в лермонтовские строки. В 1950 году, когда мне было 14 лет, я участвовал в конкурсе на лучшие иллюстрации к произведениям Лермонтова, объявленном Ставропольским Домом пионеров, и выиграл. А спустя много лет, будучи уже профессиональным скульптором, победил в конкурсе на создание памятника Лермонтову в Ставрополе к 180-летию со дня рождения поэта. Работа шла на одном дыхании, а ее итог был одобрен и земляками, и даже комиссией Союза художников СССР в Москве, которая признала ставропольский памятник лучшим памятником Лермонтову на территории России.
- Николай Федорович, над чем Вы работаете сейчас?
- Готовлю эскиз памятника командиру Хоперского казачьего полка, строившего Ставропольскую крепость, Конону Устинову. Параллельно работаю над эскизом бюста-памятника Григорию Потемкину, который разрабатывал Азово-Моздокскую оборонительную линию. Актуальной остаётся и работа над восстановлением стелы доваторцам.
* * *
За свой труд Николай Санжаров награжден медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», Серебряной медалью Петра Великого, медалями за памятник А.П.Ермолову и мемориал воинам-интернационалистам. Он единственный среди скульпторов края, о ком есть статья в Энциклопедическом словаре Ставропольского края. О человеческих и гражданских качествах Н. Санжарова наглядно говорят и такие факты: многие из своих работ автор выполнил значительно дешевле их реальной стоимости, а целый ряд скульптур – для школ, военкомата, больницы и других учреждений – бесплатно. Мне понятно, почему такой известный в крае человек, как заслуженный тренер России Василий Александрович Скакун, говорит так: «Я много лет знаю Николая Федоровича. Горожане видят, сколько он делает для Ставрополя. Мне самому больше всего нравятся его Ермолов и Лермонтов. Я считаю, что такой человек, как Николай Санжаров, достоин быть почетным гражданином города Ставрополя». Наверняка к этому предложению готовы присоединиться еще многие ставропольцы.
Мария ВЛАДИМИРОВА.