Никто кроме нас

Елена Павлова

10 ноября в России отмечается День милиции. 9 ноября профессиональный праздник у офицеров и бойцов отрядов милиции специального назначения (ОМСН – ранее СОБР). Накануне праздничных торжеств милиционеры получают боевые награды и вспоминают погибших. В череде мероприятий ко Дню милиции встречи с родными павших товарищей занимали особое место.

Участие

Таких встреч прошло несколько. Утром во вторник начальник ГУВД края генерал­майор Гончаров говорил с вдовами погибших сотрудников, днем вручал награды за Тукуй­Мектеб. В среду детишки из осиротевших семей были приглашены за сладкий стол в кафе «Глория». В ГУВД такие семьи (в крае их около пятисот) стараются поддержать как могут. Подарками к профессиональным праздникам, путевками на море и в санатории, поддержкой при поступлении детей в вузы.

­ Конечно, ­ говорил начальник ГУВД Н.Гончаров на встрече с вдовами, ­ утрату опоры семьи (отца, мужа, сына) никакая помощь не может восполнить. Но у вас есть мужество и воля, чтобы бороться с несчастьем, которое постигло и вас, и нас. Стойко, не по­женски вы переносите то, что свалилось на ваши плечи.

Большинство из тех, кто пришел на встречу в ГУВД, стали вдовами в первую и вторую чеченские войны. Или же – в том «мирном» промежутке между ними, когда после предательских хасавюртовских соглашений, уже Курский район Ставрополья стал для милиции горячей точкой.

А вот муж Натальи Говоровой погиб в родном Изобильненском районе, куда он совсем незадолго до этого перевез из Ставрополя молодую жену и маленькую дочку. Прошло уже пять лет, но Наташа очень хорошо помнит тот вечер. Сергей только­только вернулся с работы. Участковый на селе – незаменимый человек. Что ни случись – к нему бегут. А тут такое – две станицы стенка на стенку. Что они там не поделили, Наталья и по сей день не знает. Сергей не медлил ни минуты – даже в отдел за табельным оружием не стал заезжать. Да и не мог бы он оружие применить – против своих селян­то. Толпа бывает страшна. Участкового, который пытался остановить столкновение, вытащили из машины… Потом он оказался под колесами… Сослуживцы, что везли Сергея до больницы, рассказали жене, как до последнего, пока был в сознании, он переживал, как там – на месте стычки – все закончится. Не о себе беспокоился.

Наташа доработала в изобильненской школе до конца учебного года и вернулась в Ставрополь. Теперь она – инспектор по делам несовершеннолетних Октябрьского РОВД. Благодарна руководству ГУВД, сослуживцам мужа за моральную поддержку.

Она сама человек сильный – что бы ни случилось, говорит, жизнь продолжается. Надо жить. Но когда ощущаешь участие, конечно, легче…

Память

горячего февраля

Потери ГУВД Ставропольского края в этом году – 8 человек. Один милиционер погиб в Пятигорске во время задержания. Семеро – в Тукуй­Мектебе. Нефтекумский район в последние несколько лет стал тревогой и болью Ставрополья. 9 и 10 февраля селение Тукуй­Мектеб стало зоной боевых действий.

Четверо милиционеров, которые первыми приняли бой с боевиками, награждены орденом Мужества (посмертно). Начальник ГУВД края Николай Гончаров вручал награды их родным…

Ордена Владимира Горбова и Владимира Бубнова получали отцы. Их сыновья служили в ОМОНе – один в Нефтекумске, другой – в Буденновске. В бою они оказались в одной группе… Их отцы держались стоически. У них нашлись силы даже говорить…

­ Сейчас Володина могила, ­ рассказывает Сергей Петрович Горбов рядом с могилой Андрея Силина (боец оперативной группы ОМОН из Нефтекумска, к которому товарищи в течение нескольких часов не могли пробиться из­за шквального огня). Наш сын вместе с товарищем, Денисом, пытались пробиться… Денис тоже был ранен, но выжил. Он рассказал, что когда у него гранаты кончились, Володя ему свою перебросил… Потом сын почти сутки пропавшим числился. У нас с матерью такая надежда была, что жив… Не случилось чуда…

Отец Владимира Бубнова Александр Анатольевич тоже узнал о гибели сына спустя сутки –10 февраля, вернувшись из командировки. С Володей они говорили по телефону вечером 8­го. Тот ничего не сказал о Нефтекумске – заверил, на стрельбы, мол, едет. Не хотел волновать родных – особенно сестричку. У той аккурат 9 февраля день рождения… Да и невесту нельзя было волновать.

У Вовки ведь через две недели должна была состояться свадьба. Ребеночка они со Светланой ждали. Света оставила ребенка – родные говорят, это было ее решение. В День ВДВ, 2 августа, на свет появилась Ариночка. В ней продолжается Вовкина жизнь. Когда подрастет, девочке расскажут, что за 21 год отмеренной ему жизни ее отец успел узнать, что такое любовь и ненависть, что достойно прошел службу в Чечне в подразделении ГРУ, что служба в ОМОН была тоже его осознанным мужским решением, что в последнем своем бою он спас от смерти боевого товарища, а вот себя – не смог…

К маме Евгения Харченко с расспросами я даже подойти не решилась. Надежде Васильевне во время награждения стало плохо. Но после этого она попросила друзей сына отвести ее к Жене – на кладбище.

О Жене я говорила с его командиром – майором милиции Сергеем Коцурбой (заместителем командира ОМСН ГУВД СК). В те февральские дни он был в Тукуй­Мектебе.

Окончание на 2­й стр.

­ Для Жени это был первый бой, ­ рассказывает Сергей Константинович. – Штурмовая группа на 50 процентов состояла из молодых бойцов. Конкретного адреса у нас не было. Обследовали несколько домовладений. Тот дом был последним… Когда вошли, ребята заметили, что дальняя дверь приоткрылась… Был приказ отойти, занять оборону. Мы располагали информацией о 2­3 боевиках ­ их оказалось много больше… К тому первый «Гвоздь» (граната с газом), которую Евгений метнул в дом, не сработал – газ не распространился. Мы знали, что с другой стороны дома находятся нефтекумцы (ОМОН), они должны были «встретить» боевиков. Но мы не знали о том, что те, кто должны были «встретить», уже понесли потери. Второй «Гвоздь» сработал – боевики попытались уйти со стороны, оставшейся без прикрытия. Женя это понял… Он пытался занять другую позицию. В этот момент и был убит…

Даже по телефону (по голосу) чувствовала, что Сергею Константиновичу, который за Тукуй­Мектеб сам награжден медалью «За отвагу» очень непросто говорить о том бое.

С начала чеченской войны ОМСН Ставропольского ГУВД (один из лучших милицейских спецподразделений страны) потерял четверых. Двое из них погибли в Нефтекумском районе Ставрополья. Подполковник Воронцов, принявший последний бой в Ямангое, отслужил в отряде спецназначения 11 лет, старший лейтенант Евгений Харченко, погибший в Тукуе, – всего полтора года. Несмотря на молодость, он был одним из лучших… В отряде помнят о нем, не оставляют заботой осиротевшую мать. Боевые друзья благодарят за помощь и внимание администрацию города, особенно вице­мэра Андрея Валентиновича Уткина. Именно Ставрополь, как они особо подчеркнули – в отличие от края, неоднократно помогал и отряду, и семьям погибших…

В последнее время в отряд милиции спецназначения приходит молодежь. Командиры говорят – хорошая молодежь…

­ Чтобы входить в дом, зная, что тебя там встретят совсем не добром, – на это нужно иметь особые свойства характера, ­ говорит майор Коцурба. ­ Хорошо, что среди тех, кто приходит сейчас на службу в отряд, много надежных, достойных ребят. Они нужны. Враг не за Тереком, зараза расползается по Кавказу – и он уже здесь, на Ставрополье. Кто его остановит? Кто, если не мы…

.



Последние новости

Все новости

Объявление