Новый директор троллейбусного предприятия действует решительно
Михаил ВасиленкоАлексей Бушман рассказал о том, как сделать работу СМУТП эффективной
«Вечерний Ставрополь» неоднократно писал о непростой финансовой ситуации, в которой уже несколько лет находится муниципальное троллейбусное предприятие. Принимавшиеся до сих пор меры надлежащего эффекта не достигли. Проблемами СМУТП занялся лично глава города Андрей Джатдоев. Им, в частности, принято решение о кадровом укреплении предприятия: исполняющим обязанности его директора месяц назад назначен Алексей Бушман, зарекомендовавший себя крепким хозяйственником и руководителем, умеющим поставить дело. Интервью с ним предлагаем вниманию читателей «ВС».
Алексей Михайлович Бушман родился в 1974 году в Ставрополе. Окончил Ставропольский государственный университет и Московский гуманитарно-экономический университет. По специальности — экономист. Занимался предпринимательской деятельностью. В 2012 году назначен директором муниципального унитарного предприятия «Фаун», которое в тот момент находилось в предбанкротном состоянии. За короткий срок наладил работу предприятия, обеспечил его развитие. Женат, воспитывает двоих детей. 20 января 2017 года назначен и.о. директора Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия (СМУТП).
- Алексей Михайлович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние СМУТП?
- Как плачевное. Из-за убыточной работы задолженность, в том числе перед бюджетами всех уровней, превысила 150 миллионов рублей. Постоянно задерживается выплата заработной платы. Не помогали и солидные вливания из городского бюджета: только в прошлом году предприятие получило более 70 миллионов рублей, но деньги уходили, как в бочку без дна.
- Удалось ли разобраться в причинах этого?
- Еще не до конца, но главные причины уже ясны. Неэффективно используется имущество. Дисциплина, как говорится, хромает. Есть признаки хищения выручки. К примеру, буквально вчера мы выявили факт использования фальшивых билетов.
Долгое время беды троллейбусного предприятия пытались списать на внешние факторы, в первую очередь — на конкуренцию со стороны коммерческих перевозчиков. Однако я убедился, что главные проблемы кроются внутри предприятия. Часть из них я уже назвал.
- Вы не впервые оказываетесь в роли, если можно так выразиться, антикризисного управленца. Когда вы возглавили МУП «Фаун», его долги приближались к 30 миллионам рублей. Но вам быстро удалось не просто погасить долги, но и обеспечить устойчивое развитие «Фауна». А в прошлом году предприятие на свои средства сумело существенно обновить подвижной состав. На новом месте вы уже понимаете, каким образом возможно вывести СМУТП из затяжного кризиса?
- Я знаю, что надо делать, и опираюсь на мощную поддержку главы города Андрея Хасановича Джатдоева, администрации Ставрополя и городской Думы. Они досконально разобрались во всех тонкостях финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработан конкретный план ее оздоровления. Полагаю, что такого внимания СМУТП еще не получало.
Антикризисный план уже воплощается в дела. Его реализация позволит предприятию успешно работать, а не висеть гирей на городском бюджете.
- Какие направления работы, предусмотренные планом, вы бы выделили как основные?
- Проведем оптимизацию численности сотрудников. Наведем порядок в имущественном комплексе, инвентаризацию которого сейчас проводим: есть от чего можно избавиться и сэкономить деньги.
- Что-то конкретно уже можно об этом сказать?
- Возьмем для примера бывшую территорию автобусного парка, что на улице Объездной. Ее сдавали в аренду за 77 тысяч рублей в месяц, а содержание этой территории ежемесячно обходилось предприятию в 150 тысяч рублей. С этим мы покончим.
Еще одна важнейшая задача — наладить строгий учет всех поступающих средств. В частности, мы достигли договоренности со Сбербанком об оплате проезда банковскими картами, причем картами любых банков. Безналичный расчет будет удобен для многих пассажиров, а мы получим еще один рычаг контроля за получаемой выручкой.
Следует отметить, что наибольшие убытки предприятие терпит от работы автобусов. Это сейчас камень преткновения для развития предприятия, с чем мириться нельзя.
- Получается, что коммерческие автобусы работают с прибылью, а муниципальные — с убытками. В чем здесь «фокус»?
- Все зависит от организации работы и от контроля. Мы должны создать такие условия, чтобы водители не имели лазеек для прикарманивания выручки, чтобы были стимулы работать честно. Согласитесь, так не бывает — получать легальную зарплату и полный соцпакет, да еще и обворовывать предприятие.
- Вы с оптимизмом смотрите на перспективы СМУТП?
- Теперь уже да. При той ежечасной поддержке, которую нам оказывает муниципалитет, я обязан оправдать доверие, которое мне оказано.