Спросили наконец руководителей ДРСУ об идущей вовсю с 21 мая реорганизации дорожной отрасли, разослав 30 июля факсы за подписью заместителя начальника Упрдорхоза края г-на Акинина. Жаль, он, другие инициаторы и вдохновители укрупнения предприятий не услышат, что думают по этому поводу рабочие и их семьи.«Мы все в трансе»
Так сказал водитель ГУП «Ставрополькрайавтомост», когда спускались по гравийной дорожке к бытовкам на берегу Кубани. До этого с гордостью показывал уже вбитые сваи будущего моста по улице Линейной в Невинномысске:
– Все до одной я перевез, будет не хуже обводного возле Светлограда! Красавец ведь, видели, да?
Осталось только кивнуть. Действительно, красавец.
– Слышали, в Америке мост рухнул? Это потому, что не мы строили…
Вот так вот: ни больше и ни меньше. Тут сразу и вспомнилось: после объявления о реорганизации дорожной отрасли два водителя, а всего четыре человека, включая квалифицированного автослесаря, уже уволились с этого уникального предприятия «по собственному желанию». Ведь станут обычным подразделением головной фирмы, неясно – выживут ли, если присоединят, как планируется, к печально известному по итогам проверки Счетной палатой лихому ДЭСУ-2 имени Демидова. Напомним: ему, имеющему возможность внести залог в 23 миллиона, на краевом «конкурсе» без конкурентов был «подарен» единственный лот по исполнению госзаказа, стоимостью 784,5 миллиона рублей. Хотя должно было быть 29 лотов, как раз почти для всех районных дорожно-строительных предприятий. Шпаковцы стали плодить субподрядчиков из тех же ДРСУ и непрофильных фирм, разбрасывая деньги направо и налево, диктовать, у кого покупать битум, дизтопливо, спецтехнику по завышенным ценам. Да еще и требовать, освоив роль могучего монополиста и посредника, 1% комиссионных от суммы заказа с каждого. Результаты известны: по данным СП, каждый десятый рубль был разворован.
Мастер мостостроительного предприятия с пятилетним стажем Андрей Капшук в отличие от товарищей (на сооружении сложнейшего технологического объекта трудится бригада в составе около 10 человек) был сдержанней, несмотря на молодость. Должность обязывает. Но и он, кожей ощущалось, был готов перейти на русский «без словаря», когда объявил небольшой перерыв, и рабочие спустились вниз с будущего моста, чтобы высказать нам, что они думают по поводу реорганизации дорожной отрасли и результатов проверки СП деятельности краевого управления. «Дурдом и обдиралово, за которое, как всегда, никто не ответит» — таково их мнение, если кратко. В приглаженном и сжатом изложении общая мысль выглядит примерно следующим образом: во-первых, какой умный и рачительный хозяин затевает необдуманные и не разъясненные толком реформы на старте сезона? Ведь отрасль третий месяц лихорадит, каким будет его итог? Во-вторых, зачем гробить сложившийся коллектив, специализированное и рентабельное производство?
– По итогам 2006 года мы получили более двух миллионов прибыли, — сообщил позднее по телефону директор «Ставрополькрайавтомоста» Александр Горбанев. И добавил: - «Я не понимаю, зачем нужна такая реорганизация…»
Эту фразу мы слышали потом не раз. От мастера и председателя профкома Нефтекумского ДРСУ Гамзата Гамзатова, например. Он находится в глубокой опале у директора управления Степана Абрамова, потому что борется против уже идущего сокращения штатов и незаконного, на его взгляд, увольнения неугодных, в целом нарушений Трудового кодекса РФ. Надо заметить, что проф-комы предприятий, которые должны быть реорганизованы и превращены в филиалы, проявили удивительное по нынешним временам единство, защищая интересы рабочих – своих членов. Может, из-за того что сплотились в отдельный от лояльной власти ФНПР независимый профсоюз?
Кто заказал 400 метров бесплатного асфальта к «Зарнице»?
Председателя профкома Кочубеевского ДРСУ Владимира Сигаева мы забрали из дома, чтобы вместе съездить на один из ближайших объектов. Он на больничном – «скорая» его, потерявшего сознание, прямо с дороги и увезла. Класть асфальт в июльское пекло – не бумажки на столе перекладывать. А рабочие, выработав одну, как раз ожидали следующую партию битума, отдыхали и обсуждали ситуацию: как жить дальше? Обещанной специальной кирзовой обуви нет, мыло выдали всего раз за лето, переработка и труд в выходные, согласно ТК, в полной мере не оплачиваются, измененные тарифные ставки не соблюдаются. Новый начальник государственного унитарного предприятия Валери Арзуманян (кстати, параллельно вроде бы владелец двух местных карьеров) приказал в июне в сжатые сроки к месту проведения краевого финала игры «Зарница» положить 400 метров асфальта (губернатор будет, гости высокие!). Работали по 12 часов и более – пот ручьями лился. По-хорошему, недели две с лишним надо, но постарались, управились за 7 дней. А теперь им дулю выкрутили: вроде бы без проведения конкурса этот участок дороги привели в порядок, потому денег ГУП якобы не перечислили, по тысяче целковых в зубы сунули, мол, хватит вам и столько!
Рабочие спросили по ходу спонтанного мини-собрания у председателя краевого профсоюза дорожников Галины Пасечник: и во сколько уже знаменитый на все Ставрополье шумозащитный экран в степи «для сусликов» обошелся казне? Услышав, что почти в 89 миллионов, а расходы около 40 из них не подтверждены документально, вздохнули:
– А у нас средняя зарплата 3—4 тысячи рублей в месяц…
Реорганизация отрасли их пугает. Присоединят к Ставропольскому ДЭСУ-1, головное предприятие, мол, за хорошие заказы «откаты» будет требовать, либо все лакомые себе забирать, вот и боятся неизбежных сокращений, произвола руководства, которое и без того ведет себя как непуганый капиталист. А работу в селе не найдешь, чем семьи кормить? У того же Владимира Сигаева двое детей. Надеются на депутатов райсовета, которые категорически против нововведения из-за потенциального сокращения налогооблагаемой базы, и на поддержку Госдумы края.
Кстати, оказывается, в ДРСУ теперь две профсоюзных организации. Рабочие, несмотря на давление, вошли в дорожный, аппарат управления – в общестроительный профсоюз края. Пожаловались на обиду:
– Приезжала тут какая-то из Ставрополя, ратовала вступать в строительный, а мы к нему с какого боку? Говорит начальнику прямо при нас: мол, что вы с ними церемонитесь, они же – стадо!
– Это я-то «стадо»? – возмущался студент пятого курса, будущий инженер-дорожник Степан Старушкин. – А еще профсоюзный лидер, защитник интересов наемных работников называется…
Кстати, в региональный дорожный влились уже четыре тысячи человек. Это, заметим, сила.
Отделить зерна от плевел
Пожалуй, не было бы столь откровенно негативного отношения к реорганизации дорожной отрасли края, в чем-то, действительно, необходимой , если бы не ее радикализм, скорость проведения и результаты проверки Счетной палаты. Например, головным предприятием планируется сделать то самое Кировское МДРСУ, что шумозащитный экран вдали от сельских домов установило, не отчитавшись за траты около 40 миллионов рублей. Кстати, как недавно сообщил на канале АТВ председатель СП Андрей Колесников, первичные материалы аудиторов уже запросила прокуратура края. Однако те же рабочие не верят, что им будет дан ход. Мол, плавали – знаем…
Но вот спохватились и засуетились после проверки инициаторы перемен, отправив письма в ДРСУ: каких результатов от них ожидаете, что предлагаете? По идее, с такого диалога и совместного поиска оптимального варианта реорганизации и надо было начинать. Но запустили процесс по поговорке «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», уже и народ с предприятий побежал, включая высочайших профессионалов, лишь тогда решили посоветоваться. К примеру, почувствовав, видимо, куда дело клонится, покинул поставивший с колен на ноги Кочубеевский мехкарьер Василий Романюта – теперь будет в Черкесске дороги строить. А на его место назначили проверенного, надо полагать, коммерсанта, владельца ЧП «Тибет» г-на Монакова. Того самого, который закупал на бюджетные деньги и передавал ГУПам специализированную технику по завышенной цене. Сам же высокорентабельный карьер почему-то должен быть присоединен к ДЭСУ-2 им. Демидова из Михайловска. Тому самому, который только Ставропольскому инвестиционному центру с пропиской в несуществующей московской гостинице «Россия» перечислил 25 миллионов рублей, по данным Счетной палаты, за так и не поставленный в итоге битум… Может, правы те, кто высказывается: реорганизация и была задумана для того, чтобы поставить у руководства 10 головных предприятий своих людей и спрятать концы разбазаривания казенных денег, а затем – продолжить приятный для некой группы товарищей процесс приписок и «откатов»?
Поэтому сегодня очень важно его приостановить, чтобы разобраться: где зерна, где плевела, что предлагает не только ряд депутатов Госдумы СК. Главное, не загубить отрасль, считают главы муниципальных образований, которым переданы в собственность дороги, кстати, без сопровождения каким-либо имуществом. Непонятно – как их содержать, если реорганизация будет продолжена? В этом уверены коллективы и руководители преобладающего большинства ДРСУ. Апанасенковцы, нефтекумцы, благодарненцы… Вот лишь часть отзывов на выше упомянутый факс Упрдорхоза от 30 июля:
«В результате выступлений рабочих принята резолюция общего собрания: коллектив ГУП Курское ДРСУ категорически против проводимой Управлением дорожного хозяйства реорганизации и считает, что она губительно отразится на состоянии автодорог Курского района… Однозначно все понимают, что при реорганизации сокращения кадров не избежать. Головные предприятия будут выполнять все объемы ремонта самостоятельно, а району останется только их содержание… В Курском районе и так очень сложно с работой, такой безработицы нет нигде в крае, об этом постоянно говорят и в правительстве СК, и губернатор, так зачем же нужна «филиализация»? Чтобы остановить отток коренного населения, нужно не ликвидировать предприятия, а развивать их».
«Проводимую реорганиза-
цию в дорожной отрасли коллектив ГУП Андроповское ДРСУ не поддерживает… Она не нужна, если будет честное и справедливое распределение объемов по районным лотам, в зависимости от протяженности автомобильных дорог в районе… Неуверенность людей в завтрашнем дне уже привела к тому, что за три месяца из ДРСУ уволились три человека – профессионалы своего дела, чего в предыдущие годы практически не было».
«Работники ГУП «Ставрополькрайавтомост» не поддерживают в дорожной отрасли проводимую реорганизацию, которая повлечет за собой массовое освобождение работников предприятия по причинам дальнейшего сокращения рабочих мест, чревата потерей квалифицированных специалистов, а также расформированием единственной рентабельной государственной мостостроительной организации в Ставропольском крае…»
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.
Фото Юрия Рубинского.