Нужно ли возвращать подарок или его стоимость?
Ольга ТокмаковаТелевизор вскоре сломался. Поскольку гарантийный срок его не истек, я решил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные деньги. Тем более, как показали результаты проверки качества, проведенной магазином, телевизор имел производственный дефект. Но продавцы поставили условие: выполнят мое требование, если я верну бракованный телевизор вместе с подарком. Я объяснил, что это невозможно – туалетную воду наполовину использовал. Тогда работники магазина предложили вернуть мне стоимость подарка – 400 рублей, хотя в кассовом чеке была выбита только одна сумма. Деваться было некуда. Вернул магазину требуемую сумму. Получилось, что 'сувенир' я купил на свои деньги. То есть заранее стоимость 'подарка' была включена в сумму покупки. Но это еще не вся интрига в моей ситуации. В другом магазине я увидел точно такой же парфюмерный набор, причем стоил он… в два раза дешевле. Правомерны ли действия работников магазина? Если купленный товар оказался с дефектом, должен ли потребитель возвращать выданный ему в качестве поощрения подарок или возмещать его стоимость? Что на этот счет говорит законодательство?
- Подобная практика стимулирующих продаж сейчас очень распространена. Торговые предприятия, устраивая 'сейлз промоушн', инициируют тем самым дополнительный мотив для совершения покупки (сниженные цены, подарки, льготные купоны и т.д.). И здесь многое зависит от порядочности торговых предприятий и добросовестности рекламы. Вообще-то подарок - это добровольный жест продавца. И никаким законом возврат сувениров (подарков без договора дарения) не предусмотрен.
К сожалению, зачастую подарки, которыми заманивают покупателей магазины, на самом деле есть не что иное, как завуалированная форма продажи товаров-'довесков' при покупке основных товаров. Что ни говори, а 'бесплатно' - магическая формула в рекламе. Если продавцы потребовали от вас вернуть стоимость 'подарка', значит, вы этот товар купили, и он входит в общую стоимость покупки. Однако Законом РФ 'О защите прав потребителей', а также Правилами продажи отдельных видов товаров оговаривается, что продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.