О депрессии, бессоннице и «французском короле»
Лариса Денежная На вопросы наших читателей по «прямой линии» ответил главный врач краевой психиатрической больницы, главный психиатр края Игорь Былим.
Первой позвонила 85-летняя Анна Ивановна К. К ее проблемам наш гость отнесся с особым вниманием. Анна Ивановна – инвалид Великой Отечественной войны. Женщина рассказала, что ее очень беспокоит нынешнее состояние, такого с ней никогда раньше не было:
- У меня – непредвиденные страхи. Закипел чайник – боюсь его снять с плиты, вдруг упадет на ноги. Боюсь подняться с кровати - может, упаду. Боюсь выйти во двор. Нет ни сна ни аппетита. Была у невропатолога, он молоточком постучал по коленке, и все. Сказал: мол, что вы хотите, у вас возраст такой. А мне помощь нужна.
- Причины появления тревоги могут быть разные: это и сосудистые изменения, и гормональные, и последствия перенесенных заболеваний. С возрастом наши болезни, которые «дремали», обостряются. Могу сказать одно: налицо – явление тревоги.
Я пришлю к вам домой доктора, который занимается пожилыми людьми. Вы ему расскажете о своих проблемах, и, думаю, он вам поможет. Единственное условие: чтобы во время визита доктора был кто-то из родственников – мы им дадим рекомендации по вашему лечению. Всего вам доброго!
- У нас народ сам себе назначает препараты – грандаксин, коаксил. Но ведь антидепрессанты должны приниматься под контролем врача. В аптеках же коаксил продают без рецепта. Его используют наркоманы. Вы, как главный психиатр края, как можете прокомментировать эту ситуацию?
- К сожалению, таков менталитет наших людей – самих себя лечить. Не в малой степени способствует этому и реклама. Хочу вас немного поправить. У грандаксина и коаксила разный механизм действия. Первый — дневной транквилизатор, а последний — сильнейший антидепрессант. Что касается коаксила, то с
1 октября его безрецептурный отпуск запрещен. Этот препарат вошел в список психотропных и наркотических средств, которые не должны находиться в свободной продаже. И не зря. Использование коаксила в качестве компонента для приготовления наркотиков может привести к катастрофическим последствиям. Практически сразу наступает слабоумие. В месте введения инъекции возникают огромные абсцессы и некрозы. Те, кто им балуется, умирают в страшных мучениях.
- Больше двадцати лет меня мучает бессонница. Я борюсь с ней всякими средствами. Недавно по телевизору смотрела передачу. Из нее узнала, что бессонница передается по наследству. Как выяснилось, у меня бабушка страдала бессонницей. Теперь дочь моя не спит. Чувствую себя нормально. Днем «добираю» сон, когда есть возможность, сплю. У нас есть в крае сомнолог?
- Судя по рассказу, вашей бабушке бессонница не помешала прожить долгую жизнь. Поэтому и вам не нужно с ней бороться. Это норма вашей жизни. Днем «добираете» сон - ваш организм сам все регулирует. Что касается сомнологов, то таких специалистов в крае нет. Бессонница - в классификации состояний и заболеваний, относящихся к психиатрии. Но вообще-то бессонница – это симптом проявления чего-то. Вам нужен хороший психотерапевт.
- Я страдаю бессонницей уже несколько лет. Сначала спал по 2 часа. Сейчас вообще не сплю. Днем чувствую разбитость. Что посоветуете?
- Вам нужно прийти в наш дневной стационар к психиатру. На учет здесь не ставят. Так что можете обращаться к врачу без всяких опасений.
- К вам обращаются жильцы с проезда Братского (по этическим соображениям мы не конкретизируем адрес. – Л.Д.). На лечении в вашей больнице находится житель нашего дома Н. Он одинокий, его родители умерли. Мы писали вам, чтобы определили его в интернат. Дело в том, что пока Н. лежит в больнице – все нормально, а выходит - начинает пить, причем употребляет в большом количестве корвалол и становится неуправляемым. В феврале машину у соседа порубил топором. Потом устроил в доме пожар. Наши дети боятся выходить на улицу. Н. возомнил себя французским королем, у которого якобы украли наследство. Он грозится соседям казнить их за это. То есть человек представляет опасность для других. Мы хотели бы еще узнать, назначили ли ему пенсию - Н. ходит по соседям, занимает деньги.
- Сначала по поводу письма. Я проконтролирую ответ. Теперь давайте подумаем, как решить проблему. Проблема эта не медицинская, а социальная. Если идут со стороны Н. угрозы, хочу узнать: обращались ли вы в милицию по этому поводу? У нас в стране есть Закон «О психиатрической помощи». Согласно этому документу больной может находиться дома до тех пор, пока не представляет опасности для себя и окружающих.
Вы, конечно, понимаете, что Н. - больной. Проблема в том, что он живет один. За ним некому смотреть. Получается, выписавшись из больницы, он прекращает принимать медикаменты и сразу обостряется болезнь. Чтобы оформить его в интернат, больница может подготовить пакет документов. Но, если человек не лишен дееспособности, он должен сам написать заявление. Чтобы лишить дееспособности, нужно найти опекуна. А это проблема. За рубежом к психбольным относятся лояльнее. Там развита общественная психиатрия. Больных забирают в семьи так же, как у нас детей из детдомов. Я был в Канаде. Так там по трое психбольных живут в семьях. У нас этого нет. При этом почему-то все считают, что больных должна содержать психиатрическая больница. Но наше учреждение лечебное, а не социальное. Конечно, проблему вашего дома я хорошо понимаю. Что можно сделать? Я направлю к вам социального работника, который занимается подобными вопросами, и вы выработаете с ним определенную стратегию по отношению к Н.
Хочу обратить внимание вот на что. Когда Н. совершает хулиганские действия, заболевание не освобождает его от ответственности. Нужно обращаться в правоохранительные органы. За порчу имущества могут завести уголовное дело. Единственная разница – его местонахождение будет другое. По определению суда больной может находиться длительный срок в больнице.
- Звонит мама одного из пациентов вашей больницы. Скажите, пожалуйста, почему нет отопления в дневном стационаре мужского отделения? Сын ходит на капельницы, а там очень холодно. Во всех корпусах есть отопление, а в дневном стационаре нет.
- Я разберусь. Сегодня на пятиминутке мне доложили, что отопление в больнице включено.
- Почему в больнице нет самых простых препаратов – магнезии, физраствора? Приходится покупать даже вату. Слышала, что должны добавить денег на лекарства по полису?
- Мы покупаем лекарства на те деньги, которые выделяет государство. А их, как известно, не хватает. Лечащий врач должен лечить теми препаратами, которые есть в больнице. Что касается физраствора, то это не тот препарат, от которого вашему родственнику станет легче. Его используют для разведения лекарственных средств. Но ведь лекарство не обязательно вводить в вену. В больнице есть много таблетированных препаратов. У нас в стране почему-то считается: если в больнице капельницы не делали, значит, больной не лечился. За рубежом в вену лишний раз не колют. Эта манипуляция считается малой хирургической операцией. Можно успешно лечить больных и без капельниц.
Кстати, главные препараты, которые применяются у нас в больнице, есть в достаточном количестве, но они – дорогостоящие. Например, препарат абилифай – один из лучших для лечения шизофрении - обходится на полмесяца в 13 тысяч рублей. Подобных препаратов у нас в достаточном количестве. Упаковка зипрексы стоит 4500. Но мы сегодня обсуждаем с вами не вашу проблему и больницы, а проблему государства. Кстати, полис в психиатрии не работает. Наша служба, так же как и другие лечебные учреждения, где лечат больных с социально значимыми заболеваниями – кожвендиспансер, тубдиспансер, СПИД-центр, – финансируются из бюджета. Могу вам сказать, что на следующий год объем финансирования будет увеличен. Нашей больнице, например, только на медикаменты выделят в два раза больше средств, чем в нынешнем.
- В диспансере мало врачей и очень большие очереди, приходится долго ждать приема. В последнее время, правда, ввели талонную систему…
- Периодически врачей забирают в военкомат. В призывных комиссиях работают психиатры из стационаров и диспансеров. Из нашей больницы, например, привлекают в военкомат сразу по пять докторов, и заменить их некем. Кто-то может быть и в отпуске в это время.
- Сосед – тихий алкоголик. Может месяц не пить, а потом – запой. Начинает двери крушить. Это является психическим заболеванием? И как с ним бороться?
- Это область наркологии. Насчет «начинает крушить» и так далее. Есть закон. Мы имеем право забрать больного и тут же сообщить в суд. Суд выносит решение о его принудительном лечении. Но на наркологию такой алгоритм не распространяется.
- Мне – 24 года. Воспитываю двухлетнего сына. Думаю, подобный вопрос рано или поздно задает каждая пятая из молодых мам. После родов характер и в целом психика женщины подвергается заметным изменениям, и нередко - далеко не в лучшую сторону. Оно и понятно: столько всего меняется в привычном укладе жизни, социальной роли женщины. Скажите, как в связи с этими новыми нагрузками понять, что данная психическая реакция организма - это норма или не совсем, и нужна консультация специалиста? То есть это депрессия или затянувшееся плохое настроение? Как самой определить эти рамки? Насколько доступна такая консультация специалиста в амбулаторных условиях?
- У любого состояния есть причина. Поэтому нужно разобраться, чем оно вызвано. Роды для женщины - это большие изменения, в том числе гормональные. Роды могут спровоцировать и какое-то заболевание. Часто развивается послеродовая депрессия. Такое состояние успешно лечится. Насчет рамок. Определить границу нормы порой очень трудно. Если вам это новое состояние мешает жить – значит, нужно обращаться за помощью к специалисту.
- Я человек старый, нервный и так далее. Бывает, впадаю в депрессию. Мне лично помогает молитва оптинских старцев, я взял ее у старца в монастыре. Прокомментируйте это как психиатр. Может, вы и другим посоветуете читать молитвы.
- Вам помогает молитва и вера. Поэтому мы советуем приобрести веру. Как человек ее понимает, зависит от него самого. У каждого – свой выбор.
- Существует ли возможность людям, пострадавшим в терактах, и участникам разных войн, например, «афганцам», пройти какую-либо реабилитацию и поправить свое психическое здоровье?
- У нас есть договор с ветеранской общественной организацией на медицинское обслуживание. «Афганцы» и другие участники локальных конфликтов могут лечиться амбулаторно в нашем дневном стационаре. Когда требуется психолого-психотерапевтическая помощь, а людям иногда нужно просто выговориться, получить консультацию можно и по телефону «горячей линии» 56-04-74 .
Кроме того, есть отделение пограничных состояний.
* * *
После окончания «прямой линии» поступило еще два вопроса, которые мы передали доктору. Игорь Былим и их не оставил без ответа.
- Мне – 71 год. Меня беспокоит беспричинная тревога. Расстройство сна. Ложусь в 11 часов вечера, а уже в два-три часа ночи просыпаюсь. Потом весь день хожу, что называется, никакой. Впадаю в депрессию. Мне назначали антидепрессант вольдексан. Но его можно употреблять не больше года. Закончил принимать – и все вернулось.
- Вам необходимо обратиться в дневной стационар нашей больницы.
- К вам обращается офицер запаса. При получении справки на вождение автомобиля в психбольнице обязательно требуют военный билет. Но откуда он у тех, кто двадцать пять лет назад снят с воинского учета? На каком основании требуют военный билет?
- Освидетельствование граждан врачом-психиатром на право управления автотранспортом осуществляется в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», приказом МЗМП № 90 от
14.03.1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии» и приказом МЗ РФ от 16.08. 2004 г.
№ 83 «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ...», в п. 4.3. которого оговорено, что свидетельствуемый обязан иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и военный билет.
Фото Юрия РУБИНСКОГО