О капремонте и уравлении многоквартирным домом
Тамара КоркинаМинистр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко рассказал о насущных вопросах для каждого, у кого есть квартира
В начале года министерство жилищно-коммунального хозяйства края возглавил Роман Алексеевич Марченко. Хотя на этот пост он пришел с должности руководителя филиала университета МВД, опыт коммунальщика у него немалый. До 2013 года он работал заместителем руководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя. С этого обстоятельства и начался наш разговор.
- Роман Алексеевич, хоть пост министра вы занимаете всего два месяца, в отрасли вы не новичок. За два года, что вы работали вне ЖКХ, произошли ли, на ваш взгляд, какие-то изменения? И какие приоритеты вы для себя наметили?
- Отрасль наша очень объемная, в ней много направлений. Основные для меня сегодня - управление жилищным фондом, капитальный ремонт многоквартирных домов, модернизация коммунальной инфраструктуры. Совершенно новое направление, которое появилось сегодня в нашей системе, – это повышение открытости и прозрачности ЖКХ. На подходе серьезные перемены в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Что касается изменений, то самые большие, на мой взгляд, произошли за последние годы в управлении многоквартирными домами. Моя работа в комитете городского хозяйства совпала с периодом активного проведения капремонтов многоквартирных домов на условиях софинансирования государства и жителей в рамках реализации 185-го Федерального закона. Складывался рынок управляющих компаний. Причем без жесткого вмешательства со стороны государства: деятельность «управляек» особо не регламентировалась. По закону, требовать качественную работу с них должны были собственники помещений в многоквартирных домах. Но жизнь показала, что люди очень разобщены, равнодушны и заставить работать УК как положено зачастую не в силах.
Сегодня ситуация другая. Внесены серьезные изменения в Жилищный кодекс, утверждены требования к деятельности управляющих организаций, определен минимальный перечень работ и услуг, которые обязаны выполнять УК. Словом, выдумывать им ничего не надо. Читать законы и работать.
- Лицензирование управляющих компаний - оно, на ваш взгляд, оправдало многочисленные ожидания?
- Лицензирование, безусловно, сыграло положительную роль. Сегодня мы понимаем, кто управляет домами в городе или районе. На законных ли основаниях он работает на этом рынке? Это первый барьер, заслон от недобросовестных игроков. Второй этап – это возможность государственного регулирования того, как управляющие компании исполняют свои обязанности перед жителями. Сейчас мы видим предписания жилнадзора, штрафы, наказания, вплоть до лишения лицензии, – это уже действие. И надо быть активнее самим собственникам - их слышат, им сегодня помогают.
- Давайте коснемся самой больной на сегодня проблемы в ЖКХ - капитального ремонта МКД...
- Не буду скрывать, здесь, безусловно, не все гладко. Однако у министерства есть видение того, как можно и нужно исправлять ситуацию. Утвержден график проведения работ с учетом опыта предыдущего года. Поставлена задача – приступить к ремонтам не позднее июня, чтобы максимально захватить благоприятный для проведения работ сезон. Проводится еженедельный мониторинг выполнения ремонтов с выездом в территории.
Более того, мы выработали принципиально новый – комплексный - подход к организации работ. Активными участниками этого процесса должны стать жители домов, министерство ЖКХ края, управление стройжилнадзора, региональный оператор, подрядные организации, управляющие компании, органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации. Поясню.
Сегодня зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда в доме прошел капитальный ремонт, вложены миллионы, а результат практически не виден. Например, установлен современный лифт, но сам подъезд находится в таком удручающем состоянии, что этот лифт выглядит как-то не к месту. Установлены новые приборы учета электроэнергии, а металлический шкаф остался старый – с ржавыми гнутыми дверцами. Выполнен ремонт фасада, и на фоне хорошей штукатурки болтаются провода самого разного «калибра». Это портит впечатление от выполненного ремонта…
Чтобы избежать таких ситуаций, выработан четкий и понятный алгоритм взаимодействия всех участников процесса. Каждой из сторон даны поручения и рекомендации, обозначены сроки их выполнения. Уверен, при добросовестном подходе это позволит повысить качество капитальных ремонтов и приурочить проведение текущих ремонтов, с тем чтобы на выходе получить видимый результат.
- Давайте поговорим о роли органов местного самоуправления, которые вы считаете основным рычагом в наведении порядка в домах.
- Я сегодня провел совещание с представителями администраций городов и районов. Говорили о том, как повысить эффективность выполнения региональной программы капитального ремонта. Как показал опыт минувшего года, местные администрации часто не владеют информацией о том, что на их территории вообще ведутся ремонтные работы.
Моя позиция – если руководитель не переживает за то, в каких условиях живут люди на его территории, то он просто не на своем месте. А если переживает - делай так, чтобы в домах было красиво, у людей было хорошее настроение.
Я, например, захожу в свой дом – у нас ТСЖ – в нем приятно находиться. А в соседнем доме в обшарпанный подъезд заходить страшно, хотя по первой строке мы платим примерно одинаково.
Надо работать с управляющими компаниями, с жителями, вникать в их взаимоотношения с управляющими компаниями. Люди должны четко понимать, какие работы должны получать за свои деньги.
У нас внедрен новый формат взаимодействия и с подрядными организациями, которые привлекаются к выполнению работ по капремонту. Ежемесячно в министерстве будут проводиться совещания с руководителями организаций, которые привлечены к выполнению работ на конкурсной основе.
В 2016 году нам предстоит отремонтировать 794 многоквартирных дома. Это очень серьезный объем, выполнение которого будет полностью зависеть от того, как заработает созданная нами вертикаль.