О настоящей и будущей жизни садоводов
Тамара КоркинаОбратиться к прокурору Промышленного района Олегу Николаевичу Шибкову с просьбой о встрече меня заставили два обстоятельства. Первое - проведенная «Вечеркой» встреча за «круглым столом», в которой приняли участие руководители краевого и городского союзов садоводов, а также опытные и авторитетные председатели правлений и просто дачники. Отчет о встрече под заголовком «Голубая мечта садоводов» был опубликован в «Вечернем Ставрополе» 27 июля. Без слез, как говорится, читать его невозможно, столько тяжелых и неразрешимых проблем скопилось в товариществах. А второе обстоятельство - буквально за считанные дни в июле Государственная Дума и Совет Федерации обсудили и приняли, а Президент РФ подписал Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. В пояснительной записке и в комментариях, которых в Интернете огромное количество, подчеркивается, что закон вобрал в себя предложения сотен председателей правлений, правоведов, экспертов, дачников и вносит большие перемены в жизнь садоводов и огородников. О наиболее значимых моментах и хотелось спросить прокурора.
Но сначала - о сегодняшнем дне.
– Олег Николаевич, буквально на днях в редакцию позвонили члены многострадального товарищества «Аграрник» и с отчаянием сообщили, что им опять за долги отключили электричество. Законопослушные плательщики видят в этом и беззаконие, и несправедливость, и произвол ресурсника, поставляющего электроэнергию. Главный вопрос – сколько это будет продолжаться? Наступит ли конец страданиям людей?
– Вы, конечно же, знаете, что самое большое количество садоводческих товариществ расположено в Промышленном районе. Сегодняшняя реальность такова, что на дачных участках постоянно проживают десятки тысяч людей. Они имеют там прописку, почтовые адреса, телефоны, газо-, водо- и электроснабжение. Самая острая ситуация – с поставкой электроэнергии. Главная причина в том, что энергосбытовая организация в силу определенных причин, в том числе и прорех в законодательстве, заключает договор с юридическим лицом, а не с каждым конкретным пользователем электроэнергии.
Внутри этого юридического лица – товарищества исполнительный орган – это председатель правления, актив. Они и наводят порядок, как способны, как умеют.
То, что в товариществах идет воровство электроэнергии, ни для кого не секрет. Но... Основная проблема в том, что электричество используется на общие нужды. А люди хотят платить по своему счетчику, за то, что сами реально потребили. С ними я полностью согласен. Законодатель должен дать людям право заключать договор непосредственно с поставщиком электроэнергии, нужно убрать наконец юридическое лицо в виде дачного некоммерческого товарищества из посредников.
А пока как получается? Кто-то не платит, а долг вешают на посредника. Пусть живут 10 человек, из них семь добросовестные плательщики, трое по какой-то причине не платят, один из них использует обходной вариант, похищает электроэнергию, в результате накапливается долг. Когда он начинает зашкаливать, поставщик прибегает к крайней мере – отключает электричество во всем товариществе. А это сотни и сотни домов, как, например, в «Аграрнике», «Спутнике».
В итоге люди лишаются своего конституционного права на комфортное проживание, на доступ к благам цивилизации. На этом этапе мы подключаемся с проверками – идет огромное количество жалоб. На сегодня закон дал ресурсникам право, достаточно спорное с точки зрения пользователей, безапелляционного отключения, это большой рычаг в их руках.
А мы находимся на острие проблем, всякие отключения затрагивают социальные права граждан, комфортное проживание декларировано Конституцией. Мы стараемся мерами прокурорского реагирования воздействовать на ситуацию. И то, что она не вышла из-под контроля, – это заслуга как прокуратуры, так и администрации Ставрополя. Здесь позиция города самая активная, именно улаживание конфликтов между товариществами и ресурсниками. Администрация всегда защищает интересы народа.
– Но вы разбираетесь – и находите отключения законными?
– Закон в настоящее время такое право ресурснику предоставляет. Не абсолютное право, но оно есть. Такая ситуация по всей Российской Федерации. Еще раз подчеркну, что это прореха в законодательстве.
Так больше продолжаться не может, и законодатель должен этот гордиев узел разрубить. Я уверен, что без заключения напрямую индивидуальных договоров потребления электроэнергии не обойтись.
– Люди не понимают, почему в городе действует тариф, установленный Региональной тарифной комиссией, а чуть поодаль, в дачном кооперативе, за эту же услугу надо платить в три раза больше.
– Я согласен, что это несправедливо и должен быть наведен порядок. Хотя этот процесс, как любое вмешательство, будет проходить болезненно. Многие будут отказываться заключать договоры с сетевой организацией, появятся разные обстоятельства. Надо обязательно определить собственника домовладения, сейчас на дачах проживает много несобственников. Разом решить проблему заключения индивидуальных договоров будет невозможно.
И еще я хотел бы сказать о том, что у нас очень низкое правосознание. Мы не перестроились при переходе из советского законодательного поля, в котором находились, когда государство полностью брало на себя ответственность, полностью руководило всеми юридическими лицами, к рыночной системе. Когда человек должен понимать и осознавать, что использование им его имущества – это его обязанность.
Нужно ходить на собрания, нужно занимать активную позицию в управлении как дачным кооперативом, так и многоквартирным жилым домом, нужно избирать председателя товарищества.
– Вам приходилось сталкиваться с разногласием интересов сезонных дачников и постоянно проживающих, построивших особняки, коттеджи?
– Конечно, приходилось, это проблема развития общества в целом, проблема развития цивилизации. Поясню на примере. К нам постоянно поступают жалобы живущих в центре города людей: шумно, уберите стоянки, закройте проезд, все заполонили автомобили. Но автомобилей с каждым годом становится больше и больше, в семьях их уже по нескольку – хорошо это или плохо? И автомобили никуда не испарятся. Ставрополь столичный город, надо понимать, что интенсивность движения возрастает.
То же и на дачных массивах. Будут строить, возводить – от этого никуда не денешься. В новом законе введены такие понятия, как садовый дом для временного проживания и жилой дом. Будет вводиться налог на имущество, будет дифференциация имущества. Я согласен, что социально незащищенные пенсионеры сегодня страдают – их нагружают сборами, они не готовы платить за услуги, которые не потребляли. А с другой стороны, они не готовы отказаться от возможности приехать на свой участок и собрать клубнику. Что есть социальная напряженность – с этим трудно не согласиться. Давайте вспомним нашего президента, который сказал, что социальную ответственность с бизнеса никто не снимает. Она обязательно должна быть.
– А теперь давайте поговорим о новом законе ведения садоводства и огородничества. Мне кажется, в нем много интересного.
– Начнем с того, что новый закон устраняет само понятие «дачные товарищества», теперь это будут либо садоводческие, либо огороднические общества. При этом в садоводческом обществе можно будет возводить капитальные постройки, а в огородническом – только для временного, сезонного проживания.
Принятый закон, на мой взгляд, позволит обновить и систематизировать действующую законодательную базу, которая в последние годы стала источником многих конфликтов в товариществах. Ныне действующее законодательство было принято 20 лет назад, что создает массу проблем и правовых коллизий. Мы знаем, насколько острые проблемы возникают сейчас в сфере управления товариществами и с каким большим трудом они решаются.
Очень важно, на мой взгляд, что закон предусматривает возможность ведения садоводства и огородничества без образования юридического лица. В нем четко прописаны полномочия органов некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства и огородничества, их ответственность.
Ставится точка и в таком тяжелейшем на сегодня деле, как проведение общих собраний. Вы знаете, что на них зачастую больше трех-четырех процентов членов общества не приходило. Теперь вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний, собрать кворум будет значительно легче.
– На сегодня тупиковая проблема товариществ – содержание и обслуживание коммунальных сетей, которые строились на средства дачников и являются их собственностью. Люди рады были бы просто подарить их ресурсникам, но те от них всячески открещиваются. Что говорит о сетях новый закон?
– Новым законом предусмотрена возможность принять на общем собрании решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования – автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие – в государственную или муниципальную собственность. Также упрощается порядок лицензирования скважин товариществ. При этом требование об их обязательном лицензировании вступает в силу с 1 января 2020 года.
– Олег Николаевич, «Вечерка» недавно провела «Народную трибуну», дав возможность горожанам-дачникам рассказать о наболевшем. Буквально стон – в товариществах постоянные поборы, деньги, как правило, собирают старшие улиц, никаких расходных ордеров при этом не дают, как потом расходуются средства – людям неизвестно.
– Здесь вообще в законе – кардинальный подход. Теперь взносы, утвержденные общим собранием, садоводы и огородники должны будут вносить исключительно на расчетный счет общества, никаких «наличек» не будет. Стоит подчеркнуть, что взносы в товариществе будут двух видов: членские взносы и целевые, нынешние вступительные упраздняются.
Членские взносы, размер которых устанавливается общим собранием, могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей на расчеты с организациями, осуществляющими электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение для нужд членов товарищества на основании договоров, заключенных с этими организациями. Членские взносы могут идти на расчеты с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, также на основании заключенных с ними договоров. Из членских взносов оплачивается благоустройство земельных участков общего пользования, охрана территории садов. Плюс – выплата заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры, организация и проведение общих собраний членов товарищества. Из членских взносов должны оплачиваться налоги и сборы, связанные с деятельностью товарищества.
А целевые взносы могут быть направлены на расходы, исключительно связанные с проведением кадастровых работ для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования, с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества, и так далее.
– То есть все расписано от и до, четко и конкретно?
– Да, законодатель посчитал, что такая конкретизация позволит людям отслеживать расходование своих денежных средств. А заодно облегчит задачу и нам при проведении проверок.
– Давайте коснемся управления обществом. Сейчас в некоторых товариществах заведена практика, что в правление автоматически входят старшие улиц. Это порой ведет к сговору и коррумпированности, принятию «антинародных» решений. Есть ли в законе положение о правлении?
– Есть, и очень четкое. По нынешнему законодательству, председатель и члены правления избираются общим собранием из членов товарищества на срок не более двух лет. Теперь же предлагается председателя товарищества, членов правления, ревизионной комиссии избирать из числа членов товарищества тайным голосованием на общем собрании. Срок устанавливается общим собранием, но не более пяти лет. При этом одно и то же лицо может переизбираться на должности в органах товарищества неограниченное количество раз.
Изменений много, и садоводы, думаю, примут их с удовлетворением. Напомню, что новый закон вступит в силу с 1 января 2019 года.