О РАБСТВЕ И МЗДОИМНЫХ ДЕЛАХ
Тамара КоркинаЭти шустрые «Газельки»
Сначала — о наших мобильных, юрких и почти родных перевозчиках - маршрутных такси. Родных в большинстве случаев поневоле: иного общественного транспорта в городе фактически нет. Последний троллейбус, больной и бессильный, поскольку изношен до предела, заходит в депо в восьмом часу вечера. Дальше передвижение - только на маршрутках, как правило, после третьей - пятой остановки от конечной заполненных до предела. Недаром они называются транспортом малой вместимости.
Сейчас в городе до полутора тысяч маршруток, они стали практически монополистами в пассажирских перевозках. И палочкой-выручалочкой горожан — ходят по 39 маршрутам. На многих из них - 1,5, 37, 38, 44, 51, 61, 120 и так далее - иного общественного транспорта просто не имеется.
«Газели» встали мощным строем в Ставрополе с 1997 года. Долгое время отношения их с городом строились напрямую: объявлялся конкурс, выигравшие его автопредприниматели заключали договоры с городской администрацией и на законных правах выходили на маршруты. Поскольку кто-то должен был выпускать машины на линии в исправном, а водителей - в здоровом состоянии, были организованы сервисные предприятия.
К чему привела новая концепция
Эта достаточно упорядоченная жизнь пошла волнами примерно год назад. Волны эти стали докатываться до горожан длительными простоями на остановках, слухами о забастовках и митингах водителей на том или ином маршруте. А все дело было в том, что появилась новая концепция проведения конкурсов и заключения договоров. Теперь в отношениях города и перевозчиков появлялось третье лицо — посредник. В пересказе автопредпринимателей концепция выглядела так: их отдавали в рабство чужим дядям - транспортным предприятиям. Отдавали вместе с личными машинами, лицензиями, единым налогом на вмененный доход, с оговоренной конкурсом ежемесячной тысячью рублей на ремонт городских дорог и другими обязанностями. Теперь свою «Газель» автопредприниматели как бы брали в аренду у предприятия, под крышу которого по принуждению этой самой концепции попадали. Авторство столь хитроумного конкурсного положения все приписывали и приписывают заместителю директора комитета городского хозяйства Роману Редько.
В том, как проходили конкурсы, предстоит еще, думаю, разбираться правоохранительным органам. К примеру, одна из фирм пригнала 15 машин из Невинномысска, насобирала «Газели» в Ставрополе, словом, выставила не свои, фиктивные машины. Они после фальсифицированной победы, естественно, разъехались. А на маршруте осталась проработавшая на нем десяток лет и проигравшая в конкурсе бригада.
Сейчас жизнь автопредпринимателей определяют транспортные предприятия, взимающие ежемесячно 1650 рублей за сервисное обслуживание, 1 тысячу рублей на «улучшение маршрутных городских сетей» (улучшают они, похоже, только благосостояние отдельных лиц, поскольку в город не попадают) и нелегальную мзду за ежедневный выезд на маршрут. По словам водителей, она колеблется от 500 до 800 рублей.
О чем перевозчики говорили мэру города
<Обо всем этом предприниматели рассказали исполняющему полномочия главы города Евгению Луценко. Встреча проходила в столовой мебельного комбината, вместившей всех желающих. Бригадир бригады № 10 Александр Фишер вручил главе города письмо от автопредпринимателей, в котором главным требованием было заключение договоров на пассажирские перевозки непосредственно с администрацией города, ликвидация итогов «рабского» конкурса. Бригада же была и хочет остаться в МУАПе, а не переходить в подчинение предприятия, так ловко обманувшего всех и вся.
Прозвучало, что сейчас в работе автопредпринимателей царит хаос, многие работают без договоров, ездят только с режимными картами.
Евгений Луценко сказал откровенно, что у администрации тоже немало претензий к Роману Редько, он написал заявление об увольнении, на его место придет другой руководитель. Глава порадовал бригаду № 10 известием, что именно она остается работать на маршруте.
Взгляд мэра города на организацию транспортного движения такой: главенствующим должно быть муниципальное предприятие, именно через него городская администрация будет управлять общественным транспортом, выделять дотации и так далее. В планах — приобретение новых автобусов, возвращение в муниципальную собственность автобусного и троллейбусного парков. Городу необходим социальный транспорт.
Разговор был деловой, эмоциональный, предложения и просьбы мэру высказали все желающие. А он заверил, что жизнь в городе будет строиться по закону и справедливости.
Фото Юрия Рубинского.