О регистрации права на гаражи и садовые домики
Валерий Манин- Какие документы необходимо представить на государственную регистрацию права собственности на гараж, находящийся в гаражном кооперативе, если право на гараж ранее никак оформлено не было?
- Регистрация права собственности на гараж, если он расположен в ГСК, по общему правилу производится на основании справки гаражного кооператива. Она должна содержать данные о собственнике, об объекте недвижимости (адрес, площадь), информацию о выплате паевых взносов. Справка подписывается председателем кооператива, бухгалтером (казначеем) кооператива и заверяется печатью.
Для подтверждения полномочий лица, выдавшего справку, в управление Федеральной регистрационной службы представляется пакет учредительных документов кооператива (нотариальные копии). Это: устав, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), свидетельство о присвоении ИНН, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выдаваемая налоговой инспекцией, а также протокол об избрании председателя кооператива. Указанный пакет представляется в управление один раз. Обновлять необходимо лишь выписку из ЕГРЮЛ, срок действия которой составляет два месяца.
- Это полный перечень необходимых документов?
- Не совсем. На регистрацию представляются также документы на земельный участок. Обычно это следующие свидетельства: на право собственности на землю, на право пожизненно наследуемого владения и на право постоянного (бессрочного) пользования (либо договор аренды земельного участка). Кроме того, обязательное приложение к документам, подаваемым для государственной регистрации прав - план объекта недвижимости, выдаваемый ГУП СК 'Крайтехинвентаризация'. Регистрация права может производиться не только по справке гаражного кооператива, но и по другим основаниям: по решению суда, свидетельству о праве на наследство, по акту приемки в эксплуатацию (разрешению на ввод объекта в эксплуатацию), по договору купли-продажи, дарения и пр.
- Право на садовые домики также оформляется на основании справок?
- Да, право собственности на садовый домик, находящийся в садоводческом товариществе, наряду с другими основаниями может быть зарегистрировано на основании справки садоводческого товарищества. Документы представляются по тому же перечню: справка товарищества, учредительные документы товарищества, документы на земельный участок, план садового домика.
- Для регистрации права на садовый домик необходимо представить документы на земельный участок, а как быть, если человек давно является членом садоводческого товарищества, но право на земельный участок по какой-либо причине не оформил?
- У большинства садоводческих товариществ есть свидетельство о коллективно-долевой собственности на весь земельный участок, составляющий территорию товарищества. Указанные свидетельства выдавались в 1992 - 1993 годах садоводческим товариществам администрацией города Ставрополя в лице земельного комитета. После этого участники товарищества могли получить в земельном комитете свидетельства на право собственности на выделенные им из коллективно-долевой собственности земельные участки.
Если такое свидетельство получено не было, то на регистрацию права собственности члена садоводческого товарищества представляются следующие документы:
- протокол общего собрания членов садоводческого товарищества о разделе коллективно-долевой собственности с приложением списка собственников с указанием номера и размера каждого участка (копия, заверенная председателем товарищества). Он представляется один раз на все товарищество;
- каждым членом садоводческого товарищества, обращающимся за государственной регистрацией права собственности в управление, должна быть представлена выписка из названного выше протокола с указанием конкретного участка;
- свидетельство о праве коллективно-долевой собственности (нотариальная копия).
Но, разумеется, такая регистрация возможна лишь в случае представления на государственную регистрацию полного пакета учредительных документов садоводческого товарищества.
- Можно ли зарегистрировать свое право на земельный участок на основании постановления главы органа местного самоуправления? Ведь у многих на руках такие постановления есть.
- Подобный вариант возможен только, если на указанный участок имеется зарегистрированное право пожизненно наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования в соответствии с положениями, предусмотренными Земельным кодексом РФ. Если же никаких свидетельств на указанный земельный участок гражданину не выдавалось, то глава органа местного самоуправления должен предоставить земельный участок за плату, и на государственную регистрацию нужен договор купли-продажи.
Нельзя также упускать тот момент, что орган местного самоуправления не вправе распоряжаться земельным участком, уже переданным в коллективно-долевую собственность.
По информации, предоставленной управлением Федеральной регистрационной службы
по Ставропольскому краю.
Рубрику ведет Анна Учаева.