О «скорой» много спорят...
Лариса ДенежнаяОлегу Иванову пришлось принять на себя удар и за своих коллег из поликлиник, и даже за федерального министра Зурабова по поводу "льготных" лекарств. А большая часть времени работы "прямой линии" ушла на разъяснения сути постановления главы города "Об оказании скорой медицинской помощи населению города Ставрополя" от 6 июля 2005 года.
- У меня жена после инсульта. Вчера у нее было высокое давление. Вызвали "скорую". В течение часа не могли дождаться. Не знали, что и делать. Перед этим тоже "скорая" ехала не меньше часа. Когда я спросил у доктора: "Почему так долго?", он объяснил, что вызов бригада приняла 10 минут назад, вот и на листке у него это время указано. Как это понимать?
- Дело в том, что бригады "скорой" практически не заезжают на станцию. Координирует их работу по рации диспетчер. Оказав помощь больному, врач докладывает, что освободился и готов ехать по следующему адресу. То есть доктор фиксирует время приема очередного вызова для обслуживания от диспетчера.
Время ожидания "скорой" - для нас основная проблема. При заболеваниях и состояниях с угрозой для жизни бригада должна приехать к больному в течение 15 минут. Но многие горожане не работают или получают зарплату в конвертах, не имеют полиса. Кто-то не утруждает себя визитами к участковому врачу или хочет сэкономить деньги на лекарствах. Вот и вызывают "скорую", отвлекая врачей от прямых обязанностей - оказания экстренной медицинской помощи. Эту проблему мы пытаемся устранить, вводя оплату за "непрофильные" вызовы и переориентировав пациентов на поликлиники, аптеки и т.д.
Зоя Николаевна (фамилию не назвала), инвалид 2-й группы по общему заболеванию, спросила: "Что, снова возвращают платную скорую помощь?"
- В который раз повторяю: скорая помощь была, есть и будет бесплатной. Станции "Скорой медицинской помощи" разрешено - в дополнение к установленным законодательством основным нашим функциям - оказывать населению платные услуги.
Постановлением главы города "Об оказании скорой медицинской помощи населению города Ставрополя" от 6 июля 2005 г. оговаривается, что скорая помощь оказывается бесплатно. Но в соответствии с утвержденными минздравом края стандартами. В двух словах поясню. В стандартах определен перечень заболеваний и состояний, относящихся к экстренной медицинской помощи, а также необходимый минимум диагностических и лечебных мероприятий, который врачи должны выполнить. Все, что стоит за рамками этого перечня, должны взять на себя поликлиники. Хотите, чтобы "скорая" вам оказала помощь? Врачи могут по вашему желанию оказать услуги на платной основе, после заключения соответствующего договора.
- Но человек не знает, что входит в эти стандарты. Если что-то болит - вызывает "скорую". А вдруг за это придется платить?
- При любых болях "скорую" не только можно, но и нужно вызывать. К примеру, человек обращается по поводу болей в грудной клетке. Бригада обязана приехать, сделать осмотр, сбор анамнеза, электрокардиографию и т.д. И только после этого будет установлен диагноз - то ли это сердечная патология, то ли боли связаны с грудным остеохондрозом или межреберной невралгией. В первом случае помощь оказывается безотлагательно, возможно, с госпитализацией. Если это остеохондроз или что-то другое, и по состоянию здоровья помощь может быть оказана с отсрочкой во времени, пациенту посоветуют обратиться в поликлинику или предложат принимать соответствующие медикаменты.
Конечно, остеохондроз - это больно, неприятно, но угрозы здоровью и жизни нет. Другое дело, если при этом заболевании может быть выраженный болевой синдром и человека "скрутит" так, что он не в состоянии прийти в поликлинику. Для таких и других случаев в поликлиниках созданы отделения неотложной помощи на дому. У них есть транспорт. В течение часа или двух приедет медработник этого отделения, если есть необходимость - сделает обезболивающий укол. И все это бесплатно, по полису.
Возвращаясь к стандартам, хочу уточнить, что утверждены они не так давно. Их еще нужно распечатать, ознакомить с ними врачей. Медработники должны изучить эти стандарты, сдать зачет по ним. Эту информацию нужно довести и до врачей поликлиник, а они, в свою очередь, должно ознакомить с ней пациентов.
- Во сколько обойдутся платные услуги "скорой"?
- В 150 рублей. Хотя минимальная себестоимость одного вызова в среднем составляет 280. Час работы той же реанимационной бригады обходится в 1400 рублей, кардиологической - в 900. То есть стоимость платной услуги - это, скорее всего, "сооплата", частичное покрытие расходов, затраченных при оказании медицинской помощи работниками "скорой помощи".
- Олег Игоревич, лично у меня осталась некоторая досада после просмотра телепередачи "Основной инстинкт", посвященной медицине, на которую пригласили и вас. Журналист Светлана Сорокина вела телешоу агрессивно, на всю страну "ославив" Ставрополь - мол, как здесь ловко врачи "скорой" замаскировали платные услуги. Вы попытались было ответить, что, на съезде работников службы "03" рассказывали об опыте предоставления платных услуг, которым заинтересовались коллеги из других регионов. Но журналист вас оборвала на полуслове. Лично мне, как жителю Ставрополя, интересно, в чем же этот опыт заключается?
- Это был съезд, посвященный учреждению Всероссийской общественной организации "Скорая медицинская помощь". Он проходил в Санкт-Петербурге.
Там поднималось очень много вопросов и по предоставлению платных медицинских услуг. Почему мое выступление заинтересовало коллег? Во-первых, мы взяли на себя смелость во всеуслышание сказать о том, что мы - служба экстренного реагирования, но в нынешних условиях не отказываемся и от платных услуг.
Под таковыми понимаем медицинскую помощь, которая не относится к экстренной.
Платные услуги на "скорой" по всей стране существуют много лет. Но мы дали врачам полномочия от имени учреждения заключать договор на оказание платных услуг и нести солидарную ответственность при этом, принимать оплату прямо на месте с выдачей платежных документов строгой отчетности. Раньше платные услуги оказывались при обращении пациентов непосредственно на станцию, и там вносилась оплата в кассу. Но не все пойдут на станцию. Мы же дали человеку возможность оплатить медицинскую услугу, не выходя из дома.
Говорят, что нет худа без добра. Кстати, после этой передачи нас пригласили на заседание комитета по здравоохранению Госдумы по вопросам модернизации первичной медико-санитарной помощи. Значит, увидели и рациональное зерно в нашем опыте.