О судебной практике, новых правилах перевозок и другом
Большинство исков по защите прав потребителей наши суды рассматривают в пользу покупателей и заказчиков услуг – такой факт был озвучен на заседании консультативного совета по защите прав потребителей, действующего под эгидой краевой службы Роспотребнадзора. Вела совещание и. о. руководителя ведомства Ольга Балабан.
В чем провинился пылесос и «Водоканал»
Помогают гражданам судиться и общественные организации, и специалисты по защите прав потребителей муниципалитетов, территориальных отделов Роспотребнадзора. То, как справляются с этим представители «третьего сектора» и с какими проблемами они сталкиваются, стало главной темой обсуждения на заседании консультативного совета.
Поводов для судебных тяжб – немало. Ставропольская региональная общественная организация потребителей «Контроль качества», например, в нынешнем году подала в интересах покупателей и потребителей услуг 23 иска. Большинство из них связаны с ненадлежащим качеством товаров и услуг. У одного гражданина, к примеру, во время демонстрации работы всемогущего пылесоса «Кирби» стоимостью 115 тысяч рублей повредили телевизор. А группа потребителей из Железноводска не могла добиться перерасчета за услуги водоснабжения «Водоканалом», при том, что воду летом подавали всего два часа в сутки, и то ночью.
По словам председателя «Контроля качества» Раиды Денейкиной, их организация старается урегулировать конфликт в досудебном порядке. И в этом им помогают сотрудники территориального отдела Роспотребнадзора, с которым налажено тесное сотрудничество. Так, только благодаря специалистам этого ведомства удалось зафиксировать отсутствие воды — выехав на место, они составили соответствующий акт. Потому что при оповещении «Водоканала» о проверке жалобы потребителей водопроводная труба сразу наполняется – поди докажи, что кран еще получасом ранее не выдавал ни капли!
Очень активная судебная защита и у Ставропольского краевого союза защиты прав потребителей и налогоплательщиков. Его председатель Дмитрий Логвин в июле участвовал в семнадцати судебных заседаниях, в августе – в шестнадцати. То есть в судах находится почти безвылазно. И о работе представителей Фемиды у него сложилось собственное мнение, далеко не самое благоприятное. Много претензий к мировым судьям. По словам Дмитрия Ивановича, дела рассматриваются месяцами, много волокиты. Причем из-за незначительных или необоснованных поводов часто отказывают в рассмотрении исковых заявлений. Например, по причине отсутствия даты составления иска, хотя на документе стоит штамп с датой его поступления в суд. Есть случаи отказа в приеме иска по месту совершения сделки, когда настаивают на обращении «общественников» в суд по месту нахождения ответчика.
По билету — туалет бесплатно
Об этом новшестве знают далеко не все пассажиры, пользующиеся услугами автовокзалов междугородного сообщения. Положение закреплено «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства России № 112 от 14.02.2009 года. О новых моментах в работе транспорта, а также о соблюдении законодательства при оказании услуг по перевозке пассажиров проинформировала участников консультативного совета заместитель начальника отдела по защите прав потребителей краевой службы Рос-потребнадзора Галина Новикова.
Галина Николаевна обратила внимание на то, что каждый остановочный пункт должен быть оборудован указателями с графиком движения автобусов, троллейбусов, маршрутных такси. Последние приравнены сейчас к регулярному общественному транспорту с соответствующей ответственностью перед пассажирами. В новых правилах впервые прописана ответственность частных компаний-перевозчиков, требования к информации, размещенной в такси, «маршрутках». Так, на передней панели перед сиденьем пассажира в таксомоторе указываются: название таксопарка, адреса и телефоны надзорных органов, визитка водителя с фотографией и условия оплаты. Нарушения правил обойдутся перевозчику солидным штрафом. Но, как выяснилось, таксисты игнорируют эти правила и до сих пор «шифруются». Участники совета предложили провести проверки на предмет наличия необходимой информации в транспорте с «шашечками».
О туризме и его безопасности
На консультативном совете рассмотрели и вопрос по обеспечению прав потребителей в сфере туристического обслуживания. Жалоб на работу турфирм, как прозвучало, в нынешнем году стало меньше. Специалисты Роспотребнадзора в канун летнего туристического сезона проверили 14 организаций, работающих на рынке туристических услуг. Практически все они — турагенты. Но в договорах на оказание туристических услуг часто отсутствует информация о туроператоре, который находится в Москве или Ростове и несет финансовую ответственность за «брак» турпоездки.
Ситуация в мире, связанная с распространением вируса гриппа H1N1, как отметили, предъявляет особые требования к безопасности туризма. Роспотребнадзор разослал в турфирмы специальные памятки для туристов, выезжающих в зарубежные страны, как защититься от гриппа. Однако эти памятки редко где выдают. Не предоставляется и информация об эпидобстановке по гриппу в страны выезда. В связи с этим как никогда необходимо уделить особое внимание медицинским страховкам. Только вот с ее условиями, как отметили, отъезжающие за границу знакомятся порой за два часа до вылета, когда в аэропорту им выдают полный пакет документов. Между тем турист должен получить эту важную информацию в момент заключения договора.
Представители общественных организаций по защите прав потребителей обменялись мнениями и опытом работы по вопросам, вынесенным на обсуждение. А еще — телефонами. Думается, их сотрудничество пойдет только на пользу потребителям.
Лариса ДЕНЕЖНАЯ.