О тех, кто не вернулся
Более сорока лет назад, осенью 1967 года, накануне 50-летия Советской власти, в Ставрополе, на Комсомольской горке, ныне - Крепостной горе, был торжественно открыт мемориал «Огонь Вечной славы». Благодаря скульпторам братьям
М. Е. и Л. Е. Роберманам, архитекторам М. И. Щукину и Г. Д. Ломанову на нас глянули из серого гранита три мужественных лица защитников Отечества из ушедших героических поколений. А под ними — короткая фраза: «Счастье, завоеванное борьбой народа, жизнью вашей, — вечно».
Мало кому известно, наверное, что автор этих строк, простых и точных, емких и образных, — ставропольский поэт Геннадий Фатеев. Именно он стал победителем в проходившем конкурсе на лучшую надпись к мемориалу.
А менее чем через полгода после этого события, к 50-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота — так прежде назывался нынешний День защитника Отечества, в Ставропольском книжном издательстве выходит поэтический сборник Геннадия Фатеева «Вечный огонь», в котором опубликованы его стихи военной темы, ставшие песнями. На обложке книги — фотография мемориала «Огонь Вечной славы». Тесная, неразрывная связь этих двух памятных событий — открытие мемориала и выход книги — не случайна. Это святая память о не вернувшихся с полей сражений.
Позднее у Геннадия Фатеева выйдет немало поэтических сборников, но тот — «Вечный огонь» — и спустя годы будет дорог автору как одна из главных страниц его творчества. И вполне логичная. Рассказы отца, воевавшего в коннице Буденного, с детства и навсегда запали в душу мальчишки, будущего поэта.
Фатеев никогда не стремился писать именно песни. Он писал стихи. И только потом они, обретя музыкальную основу, созданную композиторами, становились песнями. Потому, очевидно, что не могли композиторы пройти мимо этих образов, найденных поэтом в стоящих у дороги тополях. Эти стройные тополя помнят тех мальчишек, кто их когда-то посадил, тех самых мальчишек, которые здесь же, под этими тополями ходили в атаку и гибли.
Стоят у дорог тополя,
Как будто бессмертье России.
Уже в этих строках, в этом двустишии, поэт выходит на большое обобщение, на гражданственные начала.
Сердце поэта очень чутко ко времени. Отмерялась десятилетиями мирная послевоенная жизнь, а Фатеева волновали судьбы солдат, не пришедших с войны, солдат, погибших на чужой земле, вдали от родимого края. Ему трудно было смириться с тем, что они, павшие, даже не знают, что давно уже утихли военные грозы. Траурные рамки на их портретах никак не сочетались с веснами, шумевшими над планетой, умытой дождем. И девчата России не спали на зорьках, потому что ждали, до сих пор ждали тех, кто ушел в сорок первом, но не вернулся. И размышления поэта о судьбе солдата выливаются в поэтический рефрен-призыв:
Вставайте, солдаты,
вставайте,
Зовут вас домой соловьи.
До дому, солдаты, шагайте,
Вас больше не тронут бои.
А песня «Ненавидят матери войну» родилась из газетного фотоснимка. Объектив фотокорреспондента подсмотрел момент свидания матери с сыном. С сыном, который лежит теперь под курганом. И хотя во всю цветут тюльпаны и горит в синем небе доброе солнце, черные платья матерей обнимают братские могилы. Стихи Геннадия Фатеева, опубликованные под фотоснимком, вдохновили молодого композитора Валерия Кушнарева на создание песни. С этой песни началось их тесное творческое содружество. Песня эта стала одной из тех песен, что сложилась в военный цикл. Через него должно было пройти, по мысли авторов, главное — неразрывная связь поколений. Юноша сегодняшних дней узнавал своего сверстника сороковых годов, уходившего на Запад по дорогам войны, не только по пожелтевшим фотографиям фронтовых лет, но и по потертым временем солдатским письмам-треугольникам, которые бережно берегут в каждой семье. Читая стихи Фатеева «Военные письма», слушая песню Кушнарева, написанную на эти стихи, сегодняшний юноша чувствовал себя сидящем в окопе, на минутном привале среди тех, кто писал далеким родным теплые письма. И квинтэссенция главной мысли стиха, песни, вот она, в заключительных строках:
Изо всех мемуаров
О минувших годах
Треугольникам старым
Предпочтенье отдай.
Пусть их чаще читают
Роты юных бойцов,
Пусть те письма считают
Завещаньем отцов.
Военные песни Геннадия Фатеева обращены в первую очередь к молодежи. И когда поэт рассказывает о своем соседе-фронтовике, в окне которого маячит в полутьме папироса, о соседе, к которому через годы воспоминаний идут и идут его фронтовые друзья, о соседе, который до сих пор по ночам бросается за нас под вражеские танки, он и тогда думает о тех, кому сейчас двадцать, кто ищет смысл жизни:
Вы, юные, о подвигах
мечтаете,
Кумира создаете в полусне.
А вы скажите,
всех соседей знаете,
Кем были эти люди на войне?
А вот сюжет «Песни о верности». Он очень прост. Вдова солдата хранит его письма, ордена. Только нет в альбоме семейном их свадебной фотокарточки, потому что с ней ушел он на бой, чтобы она согревала его теплом родного дома. С ней он ушел и в вечность, и в бессмертие. Но снова, как рывок к потомкам, как голос того солдата из войны, звучат строки стиха-песни:
Тех чувств не развеять
Разлуке любой.
Ну кто там не верит,
Не верит в любовь?
Песни Геннадия Фатеева не вымучивались в кабинетной тиши. Они рождались после увиденного, пережитого. Потому они всегда конкретны, сюжетны. Такова его песня, написанная с композитором Николаем Зинченко, «Солдат России» — песня о воине-разведчике, нашем земляке Саше Богданове, погибшем на чехословацкой земле. Словацкие пионеры через газету «Красная звезда» разыскали родителей героя и пригласили их к себе, на могилу сына. Впечатления поэта от встречи с отцом и матерью Богданова, от их рассказов о поездке в Чехословакию вылились в песню.
Строго документальна и еще одна песня Геннадия Фатеева. Как и у песни «Ненавидят матери войну», ее первооснова — известная фотография военных лет. На ней израненный, весь в бинтах, командир поднимает бойцов в атаку. Фотография называлась «Политрук продолжает бой». Также называется и новая песня, музыку к которой снова написал Николай Зинченко. Поэт и композитор своим творчеством отдают священную дань памяти павшим бойцам.
В одном из последних поэтических сборников Геннадий Фатеев опубликовал вот эти строки:
Я в мае рожден,
когда над землей
Друг в друга влюбляются
звезды,
И ходят хлеба изумрудной
волной,
И криками полнятся гнезда.
Когда от лазориков
в поле пестро,
А в небе пылают Стожары,
Когда над Кубанью, Днепром
и Днестром
Влюбленные шепчутся пары.
Я в мае рожден, когда тишина
Пришла за салютами следом.
В тот день мировая
затихла война.
Я в мае рожден,
в День Победы.
Стихи эти ярко продолжают военную тему в творчестве поэта Геннадия Фатеева. 8 мая нынешнего года ему исполнилось бы 75 лет. Стихи поэта живут, их продолжают читать, продолжают звучать и его песни.
А на доме номер 301 по улице Ленина краевого центра находится мемориальная доска, которая сообщает, что здесь жил Фатеев Геннадий Семенович (1934 — 2005), ставропольский поэт, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Виталий Задорожный.