Об информации об участии города Ставрополя в Проекте Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города»
Тамара Коркина
ИНФОРМАЦИЯ об участии города Ставрополя
Сегодня очевидно, что ожидать устойчивого здоровья города можно лишь в случае целенаправленных и согласованных действий всех ведомств, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье населения города, включая социальноэкономические вопросы и безопасность, состояние окружающей среды и благоустройство мест обитания, развитие транспорта и качество медицинской помощи, культуры и образования. Этот подход соответствует социальной модели здоровья, реализация которой предполагает разработку и внедрение ориентированных на здоровье межведомственных планов и программ. Развитие этих взглядов привело к пониманию того, что и практический подход к программам оздоровления должен быть целостным и включать комплекс взаимосвязанных мер по изменению среды обитания. Лучше всего данному подходу соответствует Проект Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города» (далее – Проект).
Проект на сегодня является одним из самых эффективных «инструментов» налаживания согласованных межведомственных действий на пути повышения здоровья и качества жизни в городе. Этот Проект развивается во многих городах Европы более 20 лет. Членами российской сети участников Проекта являются: Ижевск, Смоленск, Чебоксары, Череповец, Ступино, КинельЧеркассы и другие города.
Проект предусматривает сотрудничество представителей власти и общественных кругов для достижения единой цели – сохранения и улучшения здоровья жителей города.
В реализации Проекта в городе участвуют: жители, органы местного самоуправления, медицинское сообщество, школы и высшие учебные заведения, правоохранительные органы, представители бизнеса и деловых кругов, организации, занимающиеся охраной окружающей среды, общественные организации, организации, занимающиеся жилищным строительством и работой городского транспорта, средства массовой информации.
Проект «работает», если город – жилье, транспорт, школы, рабочие места, места отдыха становятся более здоровой средой обитания. Администрация города Ставрополя исходит из того, что идеологически всю свою работу нужно строить по тем же принципам, по которым традиционно жила русская семья, а именно: забота о физическом здоровье, чистота и безопасность жилья, достойный уровень обеспеченности, взаимная поддержка и уважение. Другими словами, «здоровый город» – это образ жизни города, это постоянный процесс, а не набор тех или иных показателей.
Основными принципами реализации Проекта являются:
приоритетность вопросов здоровья в планировании деятельности всех отраслевых ведомств;
долгосрочная и оперативная координация программ, проектов и мероприятий разных уровней и отраслевой направленности, то есть их вертикальная и горизонтальная интеграция;
участие всех ветвей власти, социальных институтов и общественности.
I. Участие города Ставрополя в Проекте
Город Ставрополь участвует в Проекте с апреля 1995 года, когда было принято постановление главы администрации города Ставрополя «Об участии в международной программе «Здоровый город», был утвержден Координационный комитет, в его состав вошли представители всех подразделений администрации города, санэпиднадзора, общества «Знание» и охраны природы, а также ряд общественных организаций.
Созданы рабочие группы Проекта :
группа по разработке политики здравоохранения и общественному здоровью;
группа по разработке информационной политики и связям с общественностью;
группа по разработке финансовоэкономической политики здорового города;
группа по разработке политики общественной безопасности;
группа по формированию культурнооздоровительной среды города;
группа по формированию жилищнокоммунальной политики города и экологическому благополучию;
группа по формированию образовательной и воспитательной среды города.
Результатом работы семи рабочих групп явилось создание итогового документа «Профиль здоровья города Ставрополя», отражающего тенденции развития города Ставрополя по всем направлениям жизнедеятельности города.
Было выделено семь направлений, по которым реализуется Проект в городе Ставрополе:
1. Изучение экологической ситуации и оздоровление окружающей среды города Ставрополя.
2. Эпидемиологические исследования заболеваемости населения города.
3. Изучение социальноэкономических условий жизни города.
4. Планирование социальной инфраструктуры.
5. Влияние на образ жизни и борьба с социальным неравенством.
6. Формирование политики общественного здравоохранения.
7. Создание единого информационного поля и обеспечение участия общественности в принятии значимых решений в городе.
Результатом практической реализации Проекта на втором и третьем этапах стала разработка и реализация комплексных межведомственных программ, проведение мониторинга оценки жителями города состояния своего здоровья, утверждение «Плана социальноэкономического развития города Ставрополя до 2008 года», ставшего базовым документом, определяющим политику администрации города на ближайшие четыре года.
В рамках Проекта реализуются 14 комплексных межведомственных программ:
целевая комплексная программа «Образование и здоровье» города Ставрополя на 2002 2006 годы;
муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города Ставрополя» на 2006 2010 годы;
муниципальная целевая программа «Развитие первичной медикосанитарной помощи в городе Ставрополе на 2006 2008 годы»;
Программа охраны и укрепления репродуктивного здоровья детей и подростков города Ставрополя на 2004 2006 годы;
муниципальная целевая Программа развития массовой физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2006 2008 годы;
Программа совершенствования и развития оказания медицинской помощи населению города Ставрополя на 2002 2005 годы, с перспективой до 2010 года;
Программа сохранения и развития культуры города Ставрополя на 2004 2008 годы;
муниципальная целевая комплексная программа «Молодежь – будущее города Ставрополя на 2004 2006 годы»;
Программа профилактики заболеваний и охраны здоровья жителей города Ставрополя на 2004 2006 годы;
муниципальная комплексная целевая программа «Семейная политика в городе Ставрополе на 2006 2008 годы»;
муниципальная целевая Программа по укреплению здоровья на рабочем месте в городе Ставрополе на 2005 2007 годы;
муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения города Ставрополя» на 2006 2010 годы;
целевая Программа развития образования в городе Ставрополе на 2004 2008 годы;
муниципальная целевая программа «Реабилитация людей с ограниченными возможностями на 2006 2010 годы».
В Центр здоровья городов Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения администрацией города Ставрополя направлена заявка на участие в IV фазе Проекта. Цель участия в данной фазе – продемонстрировать положительные сдвиги в отношении местных подходов к решению проблем по ключевым направлениям, а также эффект этих сдвигов на соответствующие показатели здоровья населения. Участие города Ставрополя в IV фазе Проекта предусматривает проведение его аккредитации в качестве города члена Европейской сети Всемирной организации здравоохранения.
Участие города Ставрополя в IV фазе Проекта будет осуществляться по четырем ключевым направлениям:
1. Здоровое городское планирование:
создание компетентной рабочей группы по здоровому городскому планированию;
проведение ревизии имеющейся городской планировки с учетом влияния на здоровье;
определение нужд населения в конкретных решениях по здоровому городскому планированию методом анкетирования и консультирования с ветеранскими организациями;
проведение межсекторального «круглого стола» (рабочего совещания при участии архитекторов, социальных служб, служб здравоохранения и т.д.) для ознакомления с методическими материалами по здоровому городскому планированию и выработке принципов и критериев здорового городского планирования.
2. Способы оценки воздействия на здоровье:
разработка и принятие ведомственных индикаторов оценки влияния деятельности сектора (ведомства) на здоровье;
проведение социального мониторинга (социологических опросов, анкетирования) качества жизни горожан;
публикация полученных результатов оценки влияния на здоровье и теоретических материалов по данной проблеме, в том числе в средствах массовой информации;
проведение «круглых столов» с участием представителей всех групп населения для выработки единых подходов к решению проблемы оценки воздействия на здоровье;
создание рабочих межсекторальных (межведомственных) групп и устойчивых межсекторальных связей.
3. Активное долголетие:
проведение социологических опросов пожилых людей по вопросам качества их жизни и доведение результатов до всех заинтересованных лиц;
повышение доступности качественной медицинской помощи для пожилых людей за счет внедрения передовых медицинских технологий: школ пациентов, создания и расширения специализированных гериатрических отделений и палат по территориальному признаку, отделений (кабинетов) доврачебной помощи и профилактики, стационаров на дому и дневных стационаров, увеличения их снабжения медикаментами, рациональной медикаментозной терапии с учетом возраста, системы медикосоциального информирования и просвещения в средствах массовой информации;
расширение сети магазинов для пожилых людей с льготными ценами на продукты питания, пунктов психологоюридического консультирования в каждом районе, клубов по интересам в каждом микрорайоне и районе города;
создание и издание социальной карты пожилого ставропольца с полным набором интересующей его информации об имеющейся социальной инфраструктуре для пожилых людей.
4. Физическая активность:
проведение рабочего совещания работодателей, профсоюзов и администрации города Ставрополя в рамках муниципальной Программы по укреплению здоровья на рабочем месте в городе Ставрополе на 2005 2007 годы с целью создания и увеличения возможности занятий физической культурой на рабочем месте;
проведение рабочего совещания по оценке физической активности школьников и завершению перехода на трехразовые занятия физической культурой;
проведение анкетирования по вопросам физической активности горожан;
увеличение статьи расходов на финансирование бесплатных секций для занятий физической культурой и строительства спортивных площадок;
увеличение числа и качества планируемых массовых спортивных мероприятий;
создание спортивных клубов и групп здоровья для пожилых людей.
Межсекторальный принцип, лежащий в основе каждого из направлений, предполагает участие архитекторов, депутатов, представителей структурных подразделений администрации города, общественных организаций и других заинтересованных лиц.
II. Итоги реализации Проекта
в городе Ставрополе
Опыт, накопленный в течение десяти лет, межведомственные программы, уже реализованные или реализуемые в настоящее время, говорят о необходимости разработки долгосрочной программы охраны и укрепления здоровья населения города.
Итоги деятельности по реализации Проекта позволяют с уверенностью говорить, что выбранный городом Ставрополем вектор развития по всем направлениям жизнедеятельности города начинает давать первые результаты:
обновлена организационная структура: распоряжением главы города Ставрополя от 27.09.2004 № 591р «Об утверждении координатора Проекта «Здоровые города» в городе Ставрополе» назначен координатор Проекта; постановлением главы города Ставрополя от 20.10.2004 № 5034 «О Координационном комитете Проекта «Здоровые города» в городе Ставрополе» утверждено положение и состав Координационного комитета; постановлением главы города Ставрополя от 19.11.2004 № 5602 «О бюро Проекта «Здоровые города» и рабочих группах Проекта «Здоровые города» утверждено положение о бюро Проекта и рабочих группах; создано семь межсекторальных групп;
разработаны и приняты индикаторы (критерии) оценки жизнедеятельности города в контексте влияния на здоровье;
проведено социологическое исследование по оценке качества жизни в городе Ставрополе по международным стандартам (более 1000 респондентов);
подготовлен Проект профиля здоровья города Ставрополя;
проведено анкетирование по оценке жизни в городе и степени социальной активности горожан (всего респондентов 2003 человека);
подготовлена и подана заявка на аккредитацию во Всемирную организацию здравоохранения;
в открытом акционерном обществе «Аналог» реализован пилотный проект «Модель социального партнерства в оздоровлении трудового коллектива» в рамках Программы по укреплению здоровья на рабочем месте.
Вместе с тем пока не удалось создать действенные экономические механизмы, способные существенно повлиять на состояние окружающей среды, много предстоит сделать на пути ликвидации бедности.
III. Проблемы на пути реализации
Проекта:
1. Недостаточное финансирование социальных программ.
2. Малая заинтересованность бизнеса в участии в социальных программах.
3. Несовершенство нормативнозаконодательной базы, регламентирующей вопросы здоровья, рекламы, благотворительности и др.
4. Недостаточный опыт по реализации социальных проектов.
5. Несовершенство организации досуга и оздоровления молодежи.
Учитывая важность проблем и участие различных ведомств в решении общей задачи, необходимо при составлении планов учитывать требования ключевых направлений IV фазы Проекта.
IV. Ближайшие планы
по реализации Проекта:
1. Издание Профиля здоровья города Ставрополя.
2. Формирование межведомственной группы по созданию плана развития здоровья города.
3. Проведение межрегиональной конференции «Здоровые города» в июне 2006 года в городе Ставрополе.
4. Создание сети участников Проекта на юге России.
5. Ознакомление руководителей подразделений администрации города с концепцией IV фазы Проекта.
6. Закрепление ответственных в своих подразделениях за работу по Проекту и координацию с другими ведомствами и бюро Проекта.
7. Ознакомление с итогами проведенных социологических исследований о качестве жизни в городе и результатах деятельности отраслей за период с 2000 года.
8. При составлении отраслевых планов учитывать требования ключевых направлений IV фазы Проекта.
9. Создание и утверждение постановлением главы города Ставрополя рабочих групп по ключевым направлениям работы IV фазы Проекта.
10. Проведение обучения членов рабочих групп.
Опыт реализации Проекта Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города» может являться примером социального партнерства и эффективной социальной технологии. В связи с этим назрела необходимость создания сети участников Проекта на юге России для выработки общих подходов, где ведущая роль будет принадлежать городу Ставрополю.
Н. Д. Жуков,
и. о. управляющего делами
Ставропольской городской Думы.