Обаятельный талисман

Валерий Манин

дети войны

Теплый вечер одного из летних дней в самом начале нынешнего века в Ставрополе выдался традиционно удушливо жарким. Мой давний друг, народный артист России, приехавший в гости, просто изнывал от непривычного для жителя Среднерусской полосы зноя. Не спасала даже прохлада дома, сложенного почти из полуметрового камня-ракушечника, постройки середины двадцатого века. Может быть, поэтому Аристарх, не считавший себя страстным поклонником футбола, легко согласился пойти на матч с участием ставропольского «Динамо» – а вдруг на стадионе будет прохладнее.

И когда мы подходили к спортивной арене, из репродуктора донесся голос, объявлявший составы играющих команд. У меня, многие десятки раз слышавшего этот голос, интереса это не вызвало, а профессионал сразу обратил внимание на абсолютно грамотное произношение и удивительный тембр, не свойственный спортивным дикторам. И еще больше удивился Аристарх, когда узнал, что Валерия Кленевская (а именно ее голос звучал над стадионом) не является профессиональной актрисой.

Хотя о профессионализме можно и поспорить. Да, у Валерии Константиновны нет артистического образования в классическом его понимании, но четыре с половиной десятилетия работы спортивным диктором и годы, проведенные на краевом радио, разве не являются признаками профессионализма... Впрочем, есть и документальное подтверждение принадлежности В. Кленевской к артистическому цеху. 3 августа 1984 года аттестационно-тарификационная комиссия управления культуры Ставропольского крайисполкома присвоила ей первую категорию «артистки разговорного жанра».

Вообще, Лера – человек разносторонне одаренный. Она великолепно рисует, играет на гитаре, пишет стихи, хотя сама к этим увлечениям относится весьма скептически.

А вот любовь к спорту органично переросла в профессию. Сама же Валерия Константиновна убеждена, что ее появление на стадионе вполне закономерно. Ведь практически вся ее жизнь связана со спортом. В юности занималась легкой атлетикой и баскетболом, в студенческие годы играла в гандбол, даже входила в состав сборной команды краевого совета ДСО «Буревестник». Позже вообще стала профессиональным спортивным работником – с 1973 года и до самого выхода на пенсию трудилась в комитете физической культуры и спорта Ставропольского края, причем в ведущем отделе – учебно-спортивной работы.

Хотя Кленевской довелось работать на соревнованиях по различным видам спорта (а по плаванию стала даже судьей республиканской категории), с футболом у нее сложились самые теплые отношения. Это именно тот счастливый случай, когда профессиональные обязанности органично и накрепко слились с личной привязанностью. Были случаи, когда Лера, чтобы поработать на очередном матче любимого «Динамо», приезжала из другого города, где проводила свой отпуск.

В качестве спортивного судьи и диктора она объехала добрую часть великого Советского Союза. Ее задушевный голос слышали жители Риги и Таллина, Львова и Даугавпилса, Москвы и Ульяновска, Минска и Ростова-на-Дону, Челябинска и Николаева, Киева и Пензы...

А сколько знаменитых людей гордятся знакомством с Лерой! Она работала в паре со знаменитыми спортивными комментаторами: Александром Курашевым и Владимиром Рашмаджаном, в июне 1982 года вела репортаж из Волгограда с Мамаева кургана вместе с легендарным Юрием Левитаном, брала интервью у Льва Яшина и короля Нидерландов Енкер Ходе Хоппера, дружила с космонавтом Геннадием Сарафановым...

А сколько ставропольских спортсменов и тренеров дружили и дружат с Валерией Константиновной! Валерий Гарбуз, Валерий Заздравных, Борис Стукалов, Сергей Зименков, Владимир Рыбаков, Борис Торский, Сергей Ушаков, Сейран Осипов, Леонид Леонидов, да разве всех перечислишь!

И на всех у нее хватает души. Лера помнит дни рождения многих знаменитых ставропольских спортсменов и всегда первой поздравляет с праздником. Почти за четверть века, что мы дружим, я не припомню случая, когда бы Валерия Константиновна была в плохом настроении, хотя жизнь ее, откровенно говоря, не баловала.

Родилась в далеком алтайском городишке Бийске, куда была эвакуирована ее семья, когда немцы подошли к Ельцу. Как мама выкручивалась с тремя детьми до середины 1945 года, пока отец, кадровый офицер, не вернулся домой с победой, и представить трудно. Испытали все: и недоедание, и холод, и отсутствие нормальной одежды, а об игрушках и говорить нечего – играли тем, что делали собственными руками. Впрочем, так жили все дети войны.

А после Победы испытали все «прелести» кочевой жизни офицерской семьи. За десять лет учебы Валерия сменила не только много школ, но и городов. Первый класс окончила в одном из шахтерских городков Донбасса. Потом были Ленинград, Усть-Каменогорск, Чита и, наконец, Ставрополь. После окончания десятого класса средней школы №6 Валерия Кленевская попыталась поступить в пединститут – срезалась. Однако у Леры, как и у многих детей, чье детство было опалено войной, оказалась огромная воля к выживанию. Девочка, погоревав о потерянном годе жизни, решила добиваться образования обходным путем – поступила на работу в горком комсомола. Как оказалось, она идеально подходила для работы с молодежью. Общительная, как бы сейчас сказали, коммуникабельная девушка, она фонтанировала идеями, которые сама же и пыталась реализовать. И даже поступив через год в институт, продолжила свою общественно-молодежную деятельность, но уже в институтском комитете ВЛКСМ. Знающие люди пророчили энергичной, красивой девушке карьеру партийного работника.

Так бы, наверное, оно и случилось, но двадцатилетнюю студентку подкараулила большая любовь. И уже через год свежеиспеченный лейтенант Игорь увез молодую жену в одну из воинских частей, расквартированных в небольшом азербайджанском городке. Здесь недоучившаяся студентка пошла работать в школу, где преподавала почти все предметы: не только профильные для студентки естественно-географического факультета ботанику и географию, но и пение, рисование и даже физкультуру. Последняя давалась легко, так как в институте Лера играла в гандбол и баскетбол, серьезно занималась легкой атлетикой. Впереди жизнь казалась долгой и счастливой. Но беда пришла нежданно. Уже через пару лет при выполнении служебных обязанностей погибает Игорь, а Лера теряет их первенца.

Все, казалось, пошло под откос – дальнейшая жизнь виделась бессмысленной. Окончив вуз, Валерия преподавала биологию в школе знаменитого пионерского лагеря «Артек», где работала старшая сестра Лиля, взявшая младшую под свою опеку. Но и там молодая вдова задержалась недолго – вернулась в родной Ставрополь, но в школу возвращаться не могла – детишки, особенно первоклашки, постоянно напоминали о потерянном ребенке.

Поэтому с радостью приняла приглашение известного на Ставрополье журналиста Евгения Останковича пойти работать в радиокомитет ... машинисткой. Несколько лет старательно стучала на машинке, пока кто-то не попросил прочесть в эфир текст вместо неожиданно заболевшей дикторши. И уже после первого эфира специалисты обратили внимание на уникальный тембр голоса Кленевской, ее почти идеально грамотное произношение, начисто лишенное южнорусского «гэканья».

А однажды сосед по дому, известный спортивный работник, встретив Валерию во дворе, попросил выручить – поработать диктором на футбольном матче – там случился форс-мажор. Так 2 апреля 1967 года над ставропольским стадионом «Динамо» впервые прозвучал голос, который через сорок лет поразил моего друга-актера. Тогда ставропольские динамовцы вничью 1:1 сыграли с ленинградскими одноклубниками.

Потом менялись спортивные руководители, поколения футболистов и тренеров, а Валерия, ставшая со временем Константиновной, все так же неизменно из года в год, от матча к матчу поднимается в дикторскую кабину старенького ставропольского динамовского стадиона и рассказывает болельщикам о составах играющих команд, их положении в турнирной таблице, результатах игр, других спортивных новостях.

Да так со временем прикипела к спорту, что отказалась от лестных предложений продолжить работу радиожурналиста в Ростове и некоторых других крупных городах. И в 1973 году вообще перешла работать в крайспорткомитет, где и трудилась до выхода на пенсию.

Но недолго пребывала Валерия Константиновна на заслуженном отдыхе. Ее неуемная натура не позволяла сидеть с соседками во дворе на лавочке и перемывать кости прохожим. И Кленевская попросилась на работу в Ставропольский драматический театр в качестве... воспитателя детской комнаты. Есть и такая должность – заниматься с детьми, пока их родители смотрят спектакль или играют в нем. Вот тут-то и пригодились Константиновне ее разнообразные таланты: умение рисовать, петь и играть на гитаре, да и вообще – находить подход к детской душе, которая, как известно, не терпит фальши.

А Валерия вообще по жизни не терпит двоедушия. Если что и делает, то искренне: будь то стих к юбилею подруги или поздравление с праздником.

Но для себя она считает лучшим подарком хорошую игру любимого «Динамо», которое в последние годы, увы, радует все меньше и меньше. Но оптимист по природе, Валерия Кленевская не теряет надежды еще поработать на матче, где ставропольская футбольная команда будет сражаться с соперниками из элитного российского дивизиона. А как же иначе? Она и сама уже давно стала частью ставропольского футбола, своеобразным его талисманом. Даже открытие футбольного сезона в Ставрополе часто совпадает с днем рождения Валерии Кленевской. Ну и как ломать эту многолетнюю традицию?

75-лет Великой Победы, дети войны, Валерия Кленевская

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Спорт»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление