Обезопасить дороги — главная задача
Валерий Манин Новый год для участников движения на Ставрополье начался непросто. Загулявшая где-то зима вдруг обрушилась снегопадами, ветрами, морозами, заносами и прочими «прелестями» жизни, от которых не только у водителей и пешеходов, но и у работников Государственной инспекции безопасности дорожного движения голова пошла кругом. Проблемы возникали одна за другой.
- Конечно, - говорит командир Отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю подполковник Петр Захаров, - мы были готовы к работе в зимний период. Это только в анекдотах зима в нашей стране приходит неожиданно. Мы к ней готовились. Были проведены все мыслимые и немыслимые профилактические мероприятия. Подчеркиваю, именно профилактические. Исходя из моего личного опыта, да и из всей практики, солидная предварительная работа дает самые лучшие результаты. Поэтому мы в основу своей нынешней деятельности по всем направлениям ставим именно профилактику.
- Простите, Петр Михайлович, а можно ваши теоретические выкладки хоть как-то прокомментировать практическими данными?
- Скажу так, мы обязаны и работаем по всем направлениям обеспечения безопасности движения. Однако для себя выделяем наиболее социально важные. Ну, например, борьбу с пьяницами на дорогах. Почему? Да потому, что это явление именно общественное, то есть без массового возмущения граждан его победить только силами ГИБДД нельзя, к тому же в чисто прикладном виде имеет самые тяжелые последствия. Примеров тому тьма.
- Однако именно в этом направлении в Ставрополе имеется наиболее осязаемый прогресс. Согласитесь, если в других спектрах нарушений правил дорожного движения и имеется какой-то прогресс, то он находится, как бы это сказать, в рамках математической погрешности. Например, в прошлом году случилось в краевом центре 369 ДТП, а годом ранее - на восемь меньше. В 2007 году погибли 35 человек, а год спустя на три меньше... Вроде бы приятно, но, согласитесь, цифры не дают повода для самоуспокоения.
- Да мы и не думаем успокаиваться. Тем более, как сказал знаменитый Марк Твен, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. И относимся к цифрам только как к поводу для анализа. Однако понимаем, что и сами в определенной степени воздействуем на статистику. И иногда довольны своей работой. Вот, скажем, в той же сфере борьбы с алкоголизмом за рулем, которую, подчеркиваю, мы обозначили в качестве приоритета. Не стыдно показать, что в этом направлении есть обнадеживающие результаты. Только для примера: в 2007 году за рулем задержано 1043 нетрезвых водителя, а через год - 803. Подчеркиваю, это при том, что именно на выявление нетрезвых водителей ориентированы все наши работники. Далее, отказников от медицинского освидетельствования по поводу алкогольного пребывания за рулем стало вдвое меньше. Значит, пить за рулем тоже стали реже...
- Может быть, просто суммы «откатов» стали серьезнее?
- Я понимаю, о чем вы говорите. Конечно, и у нас непросто освободиться от мздоимцев. Но важно, что все уже понимают - политика очищения от «оборотней» не единичная акция, а принцип работы с кадрами. Только за прошлый год мы освободились где-то от двух десятков человек. Но ведь и водители поняли, что лучше не садиться за руль пьяным, чем платить. Отсюда и повышение дисциплины. Ведь, несмотря на ужесточение карательных мер за нарушение ПДД, все-таки главное не это, а понимание неотвратимости наказания.
И здесь приходится сожалеть, что те, кто до конца не осознают абсолютную необходимость соблюдения закона дорог, попадают в беду чаще. Я имею в виду несовершеннолетних участников движения. Растет и число аварий с детьми, и пострадавших в них. Видимо, усилий лишь работников ГИБДД здесь не хватает. Хотя мы и делаем все возможное, чтобы научить детвору блюсти закон, в том числе и закон дорог. Надо чтобы ни один взрослый, не говоря уже о родителях или учителях, не проходил мимо малолетних нарушителей правил дорожного движения. При этом важен личный пример. Согласитесь, сколько бы «дядя милиционер» ни говорил о необходимости переходить дорогу только в специально для этого отведенных местах, а папа или мама будут тащить своих детей через загруженную трассу перед носом у несущихся автомашин, толку не будет. Будет - рано или поздно - беда.
Вот сейчас многие водители уклоняются от приобретения так называемых удерживающих средств для перевозки детей, мол, они дороги. Ну а разве жизнь или здоровье ребенка стоит дешевле?
В очередной раз обращаюсь к взрослым - будьте для детей примером педантичного соблюдения закона дорог. Поверьте, тем самым вы не только ограничите себя и других участников движения от неприятностей, но и детей от большой беды, в том числе и от самой страшной...
- Петр Михайлович, я понимаю и полностью разделяю вашу тревогу по поводу роста несчастий с детьми. Но, согласитесь, эта проблема (при всей ее социальной и моральной тяжести) не идет ни в какое сравнение с последствиями от мчащихся по трассам лихачей. Постоянно растет число нарушений скоростного режима и выезда на полосу встречного движения, что, как известно, и ведет к самым тяжким последствиям...
- Вы абсолютно правы. Именно эти два нарушения ПДД - самые распространенные. Хотя рост их числа в определенной степени зависит и от скрупулезности работы наших инспекторов. Повышение квалификации сотрудников ГИБДД, их честности и справедливости повышает и эффективность. Больше фиксируется нарушений, и все они заносятся в протокол. Убежден, принцип неотвратимости наказания за содеянное - это один из основных принципов борьбы за наведение порядка на дорогах...
- Есть и другие?
- Есть. О некоторых из них я уже говорил. Это - уважение к закону, повышение культуры участников движения, в том числе и через превентивные меры. Я знаю, что многие водители скептически относятся к массовым акциям, проводимым нашими работниками. Понятно, что не все из них и не всегда дают сиюминутный результат. Но даже если в ходе операции будет спасена хоть одна жизнь, если профилактическая акция заставит соблюдать правила дорожного движения еще хоть с десяток водителей, если газетная публикация остановит несколько пешеходов от нарушения, ни наша энергия, ни средства не будут потрачены зря.
- Кстати, вот вы сейчас упомянули пешеходов. Насколько мне известно, именно пешеходы составляют основную массу нарушителей ПДД. За год их число только в Ставрополе увеличилось почти на 300 человек и сейчас близко к 30 тысячам! Это больше, чем всех остальных нарушителей вместе взятых. Есть ли хоть какая-то перспектива укрощения пешеходов?
- Проблема непростая, и ее не решить в одночасье. Думаю, тут нужны комплексные меры, начиная от воспитания культуры поведения на улицах с детского возраста и кончая ужесточением наказания за нарушения. Что касается работников ГИБДД, то мы будем действовать в рамках, предоставляемых нам законом. Но при этом максимально внимательно и строго, ибо понимаем, что в деле обеспечения безопасности движения на наших дорогах нет мелочей.