Облик старого Ставрополя
Ольга Метёлкина
(Продолжение. Начало в № 132).
Шефский
дом
(Крепостная гора)
Уже на первых планах Ставропольской крепости начиная с 1802 года отмечен «Шефский дом». Сначала огороженный участок комплекса шефского дома располагался у средней части юго-западной линии оборонительного вала. Здесь проживали полковые командиры, начиная со строителя крепости полковника Шульца, и шефы полков. На чертежах, прилагаемых к плану 1802 года, была указана фамилия одного из шефов – генерал-лейтенанта Шепелева.
На территории комплекса были выстроены по углам с южной стороны два турлучных одноэтажных г-образных здания самого дома и конюшни, и с северной – небольшие домики: людская и сарай. Основной корпус шефского дома был деревянным на каменном фундаменте.
Во время реконструкции крепостных строений, начавшейся в 1807 году, был разработан и утвержден план каменного дома для шефа Таганрогского драгунского полка. Место для него было определено у начала первого восточного изгиба юго-восточной линии укреплений, сразу за рвом и валом крепости.
Дом был одноэтажным, в плане прямоугольным, с высокой вытянутой вальмовой кровлей*, крытой железом. Размеры в плане примерно 20 на 4,5 сажени. На внешний фасад были ориентированы относительно узкие прямоугольные окна. На плане в центре этой стороны предполагался один из дополнительных выходов со ступеньками. По-видимому, в последующем он не использовался и был заложен. Второй дополнительный вход располагался в северной короткой стене строения.
Основной фасад был обращен к внутренней части крепости. Здесь в центре располагался парадный вход, выделенный конструктивно и элементами декора. По обе стороны от входа было по 6 прямоугольных окон. Окна подобной формы (по одному–два) имелись и в коротких боковых стенах. На внутреннем скате крыши располагалась несколько вентиляционных окон, а по ребру – устроено 3 - 4 печных трубы.
В интерьере дома был небольшой вестибюль, продольный коридор и 7-8 автономных и смежных комнат с печами. Вероятно, это были жилые и рабочие помещения. Среди них выделялись и гостевые комнаты. Поэтому шефский дом можно назвать и первой гостиницей для приезжающих офицеров и других значимых персон.
В течение истории Ставропольской крепости в этом доме останавливались многие прославленные офицеры Русской армии, по разным причинам оказавшиеся на Кавказе. Нас еще ожидают многие открытия в области определения перечня этих имен.
После упразднения крепости шефский дом, как и другие каменные строения на крепостной территории, продолжали использовать по линии военного ведомства и местных гражданских властей. В это время дом также служил для проживания и временных остановок высшего офицерства. Есть все основания считать, что в шефском доме останавливался и Александр Сергеевич Пушкин, который накануне, находясь в ссылке в Екатеринославе, повстречал семью генерала Раевского, ехавшую на Кавказ. По разрешению «главного попечителя колонистов южного края» генерала И.Н. Инзова, они уже вместе направились на Кавказские Минеральные Воды.
По дороге на Воды Раевские и Пушкин, добравшись до Ставрополя, остановились в нем на пару дней. Любитель старины, учитель истории городской женской Ольгинской гимназии, И. Кувшинский много позже, со слов старого солдата, бывшего проводником у Александра Сергеевича при его прогулках в окрестности Ставрополя, опубликовал в газете «Северный Кавказ» в № 63 за 1899 год воспоминания о пребывании великого поэта в городе.
Когда Ставрополь был преобразован в областной центр, одним из редких добротных каменных строений в нем был шефский дом. И именно он был «подыскан» для временного размещения начальника области генерала
П.Д. Горчакова. В связи с тем, что другое строение, приобретенное для Дома командующего, требовало срочной перестройки, Павел Дмитриевич проживал в шефском доме до ухода со своего поста летом 1826 года и передачи полномочий генерал-лейтенанту
Г.А. Еммануелю.
Как сообщают архивные документы, 24 августа 1826 года в Ставрополь по пути в Тифлис прибыл прославленный герой Отечественной войны 1812 года, поэт, писатель и историк Денис Васильевич Давыдов. Здесь, в Ставрополе, остановившись в стенах шефского дома на Крепостной горе, он записал в свой дневник, позже опубликованный как «Воспоминания о 26-м годе»: «День был прекрасный, и я поэтому ходил вечером по городу, дабы увидеть Эльбрус, но не видел его. Я на Ставрополь смотрел любопытными глазами, ибо прежде думал жить в нем со всем моим семейством: два раза
А.П. Ермолов представлял меня областным начальником Кавказской линии и два раза получал отказ: мне предпочли Лисаневича и князя Горчакова».
Кроме присутствия на приемах у Петра Дмитриевича Горчакова, Д.В. Давыдов встречался с другими обитателями Ставрополя. Ему устроили торжественную встречу кавказские офицеры, по праву считавшие Дениса Давыдова не только боевым офицером, предводителем народного ополчения 1812 года, но и великим поэтом, создавшим особый жанр, именуемый «гусарской лирикой». Герой, гусар, удалой рубака, любитель женщин и вина, и в то же время патриот своего Отечества, презирающий лицемерие светской морали, таким он был в глазах солдат и офицеров всей России. Недаром В.Г. Белинский говорил о нем: «…истинно русская душа – широкая, свежая, могучая, раскидистая, где разгулье, любовь к шумным пирам и веселой жизни соединяется с высокостию чувств, благородством в помыслах и жизни». В августе 1827 года Денис Давыдов в последний раз оказался в Ставрополе, где в Доме дежурного офицера получил свою переписку и подорожную в Москву…
С начала 1820 годов на территории бывшей крепости разместились службы Комиссариатской комиссии, и вскоре стал образовываться комплекс интендантства. Каменный шефский дом был включен в этот комплекс и соединен заборами с соседними постройками, огражден общим рвом. Он был отремонтирован, к парадному входу пристроена капитальная прихожая с треугольным фронтоном и двумя парами колонн тосканского типа по бокам. После упразднения комиссариатской и провиантмейстерской комиссий в 1864 году здесь оставалось интендантство с вещевым складом. Шефский дом относился к строениям вещевого склада.
В таком виде и качестве он дожил до начала ХХ века и запечатлен на старых фотографиях и открытках. Об этом здании с колоннами писал Г.Н. Прозрителев, но, скорее всего, неточно указывал, что оно построено в 1790 году. Данный корпус интендантства отмечен и на одном из поздних планов губернского города, дополненном в 1911 году.
Вблизи «шефского дома» упраздненной крепости размещались службы полицейского управления во главе с главным полицмейстером. Поэтому ранее безымянный проулок, ведший далее в Подгорненское предместье, стал именоваться Полицейским переулком (сегодня - ул. Ставропольская).
Сам бывший «шефский дом» простоял до 1950 годов и был сломан. На его месте сейчас - клумбы сквера на Крепостной горе.
(Продолжение следует).