Обманул даже вестник богов
Ольга ТокмаковаСамое большое количество афер сейчас происходит на рынке недвижимости. Уже и в Ставрополе не перечесть фирмы, которые безнаказанно «кинули» своих инвесторов-дольщиков, как правило, отдающих последние сбережения. Но комбинации карт, из которых складывают рассыпающиеся прямо во время строительства дома, не похожи. Их трудно предвидеть. Бывает и так, что дольщики становятся обладателями недостроенной недвижимости в арестованных домах. При этом зарегистрировать свое право на это имущество практически невозможно.
Когда инвесторы строительства дома по улице Ленина, 441/3, сдача которого указывается в договоре на IV квартал 2004 года, рассказывали, как же их угораздило ввязаться в это строительство, то становилось понятно, что никто не застрахован от подобной беды. Действительно, выбранная ими строительная фирма «Гермес» к тому времени зарекомендовала себя как мощная и ответственная компания с собственной базой и успешной историей строительства в России и странах СНГ. Скандальных «арбитражей» не было, фирма отличалась постоянством и порядочностью в договорных отношениях.
Дом, о котором пойдет речь, строился преимущественно для военных: из 130 квартир - 90 для офицеров летного училища, которые вкладывали в это строительство заслуженные жилищные сертификаты, остальные квартиры выкупили дольщики.
Головное предприятие, заказчик строительства этого дома ООО СФ «Вест», находилось и находится сейчас в Москве, а «дочка» — генподрядчик строительства — ООО СФ «Гермес» в Ставрополе. Однако «Гермес», что, как известно, означает «вестник олимпийских богов», не принес инвесторам долгожданной вести о сдаче дома. Напротив, вести «Гермеса» были «черными» — летом прошлого года скоропостижно скончался директор фирмы «Вест» Иван Вешнев, и уже в прошлом октябре приказами директора фирмы «Гермес» строительство выросшего до последних этажей дома было резко остановлено. Всех работников фирмы, включая строителей, уволили, а имущество фирмы — строительную базу и офис — продали. Драконовский приказ был аргументирован так: «в связи с отсутствием финансирования заказчиками строящихся объектов на геленджикском, краснодарском и ставропольском участках».
С тех пор строительство дома замерло, зато активизировались учредители — они до сих пор яростно делят имущество. Дольщики оказались бессильными наблюдателями этой междуусобной войны. По сути, их оставили на улице, потому что, вложив деньги в строительство, они продали все имеющееся у них недвижимое имущество. Теперь люди вынуждены жить на квартирах, и некоторые до сих пор оплачивают банковскую ссуду. «Вест», с которым они подписывали договор, бросил слова на ветер. Действительно, в договоре, в разделе «обязательства сторон», заказчик подписывался под тем, что гарантирует квартиру инвестору. В случае же досрочного расторжения обязуется вернуть деньги в течение 10 дней. Форс-мажорные обстоятельства в договоре были учтены, но можно ли назвать непреодолимой силой и чрезвычайным обстоятельством желание учредителей, невзирая ни на что, захватить свою долю капитала? К тому же в разделе о форс-мажоре говорится, что через полгода после возможной ЧС должно последовать проведение взаимных расчетов. Но никто и не думает рассчитываться. Попытки несостоявшихся жильцов дома вернуть вложенные средства не возымели результата. И договор, как часто бывает в подобных случаях, превратился в приговор — приговор тем, кто был обманут.
Стороны — дочь умершего директора Людмила Вешнева и заместитель гендиректора по экономике фирмы «Вест» Татьяна Степанова - до сих пор сражаются в арбитражных судах Москвы. Дольщики рассказывают, что в столице дело доходило даже до вооруженных захватов офисов и документов. До Ставрополя война докатывалась в виде протоколов собраний участников обществ «Вест» и «Гермес». А в прошлом году уже и Ставропольский арбитражный суд занимался делом компании «Вест». Оказалось, что одна из столичных фирм предоставила фирме «Вест» беспроцентный займ — два векселя на строительство дома в Ставрополе. Векселя были даны на месяц, без процентов. Сделку провели уже после смерти Ивана Вешнева. Стоимость обоих долговых документов — 9 миллионов рублей. Естественно, отдав ценные бумаги, в суде векселедержатель требовал обратно уже не бумаги, а деньги. Между тем вексельные дела, как правило, весьма сомнительны, и не исключено, что стороны просто сознательно подвели дом под арест, чтобы дольщики не смогли достроить его самостоятельно.
В итоге суд принял решение арестовать недостроенный дом, что еще более усугубило положение людей, купивших там квартиры: они оплатили полную стоимость квартир в долгострое, да еще и арестованном. Мало того, весной этого года учредители даже попытались забрать друг у друга землю под арестованным домом. По документам, представленным одной из сторон, мэрия города отписала землю в бессрочное пользование самому первому заказчику строительства — военной части Военно-Воздушных сил. Но другая сторона через прокуратуру добилась отмены постановления, доказав прокурору, что земля находится в законной аренде у фирмы «Вест», а документы, которые представили их обидчики, поддельные.
Тем временем люди, на руках у которых остался только бумажный договор о том, что они купили квартиры в нынче арестованном доме, пытаются бороться за права собственности. В этой ситуации они остались один на один со своей бедой — дольщики могут рассчитывать в судах только на гражданские дела. Все остальные правоохранительные ведомства, куда они обращались, ничего конструктивного не предложили, только невразумительные отписки. Единственный возможный вариант: добиться признания права собственности на незавершенный объект строительства и регистрации своей оплаченной доли в регистрационной палате. Тогда хотя бы никто не сможет продать уже купленную квартиру второй раз. Следующий этап — создание своего ТСЖ и дальнейшее строительство дома уже за свой счет.
Но и с этим непросто. Даже если судья после длительных судебных разбирательств признает право собственности на незавершенное строительство, это не предел хождения по мукам. Регистрационная палата выдвигает свои требования: для регистрации права собственности необходим паспорт объекта. А предприятие технической инвентаризации, которое выдает этот паспорт, признает только один объект — не квартиру и не подъезд, а весь дом, за что уже ограбленные недобросовестной в договорных отношениях компанией дольщики должны платить немалые деньги за дополнительные измерения. Дольщики не могут даже зарегистрировать незавершенное строительство, а значит, не могут самостоятельно достроить дом, потому что не имеют на это права. К тому же, как говорилось, дом арестован, и когда учредители договорятся и поделят собственность, они вполне могут перепродать их квартиры.
В последнем ответе — из управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД СК — идет ссылка на Савеловский районный суд в Москве, где учредители по-прежнему делят собственность компаний ООО СФ «Вест» и ООО СФ «Гермес». Милиция называет «кидалово» нарушением правил бухгалтерского учета. И сообщает дольщикам, что «нарушение правил бухгалтерского учета не образует какого-либо состава преступления, а проверку законности с позиции трудового права, гражданского права осуществляют иные государственные органы, например, суды». Но, например, суды и их участие уже упомянуты выше. Все идет к тому, что дольщикам остается надеяться только на Божий суд — другого им на земле не обещают.
Конечно, мы не надеемся, что этой публикацией разорвем порочный круг инстанций, по которому гоняют ограбленных и отчаявшихся людей, просто пытаемся предупредить других, чтобы трагедий не стало больше.