Обращение к адвокату — признак цивилизованности общества

Обращение к адвокату — признак цивилизованности общества

На вопросы корреспондента «Вечернего Ставрополя» отвечает президент Адвокатской палаты Ставропольского края, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Ольга Руденко.

- Ольга Борисовна, именно 31 мая в 2002 году Президент страны подписан Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». С тех пор и существует корпоративный праздник всех адвокатов. А как он отмечается? Например, пограничники в свой праздник ходят в зеленых фуражках...

- Десантники купаются в фонтанах... Вы хотите спросить, не будут ли адвокаты Ставрополья 31 мая нырять в водные источники? Нет, не будут. У нас другие традиции. Ежегодно к корпоративному празднику мы приурочиваем научно-практическую конференцию, где обсуждаем актуальные проблемы адвокатской деятельности, а их слишком много, гораздо больше, чем должно было бы быть. Мы пытаемся найти пути решения, выработать рекомендации адвокатам. В конечном итоге все это в той или иной степени помогает защитить ставропольцев от несправедливости и беззакония.

- Многие люди в сложных жизненных ситуациях за помощью обращаются к адвокату. Без помощи адвоката в некоторых ситуациях бывает очень трудно защитить свои права и интересы. Стали ли наши сограждане, которых обвинять в юридической безграмотности стало хорошим тоном, чаще обращаться к адвокатам?

- Думаю, да. Общество, стремящееся жить цивилизованно, к разрешению вопросов должно подходить так же цивилизованно, обращаясь за советом к адвокату.

- А стало ли последнее десятилетие — после принятия закона об адвокатуре - определяющим или основополагающим в жизни адвокатского сообщества?

- Пожалуй, определяющим стало не десятилетие, а сам закон. Именно он вот уже десятилетие определяет всю работу адвокатуры в целом и каждого адвоката в отдельности.

- Что же изменилось принципиально?

- В каждом субъекте РФ были учреждены адвокатские палаты. 22 ноября 2002 года состоялось учредительное собрание, объединившее всех адвокатов Ставрополья в единую корпорацию – Адвокатскую палату Ставропольского края.

- Как в этом статусе ощущает себя палата через десять лет? Пошел ли закон во благо всем адвокатам?

- Конечно, пошел. Просто хотелось, чтобы этого блага было больше. Процесс принятия Закона об адвокатуре был отнюдь не простым. В Государственной Думе более десяти лет обсуждались различные проекты – удачные и не очень, устраивающие одних и не устраивающие других представителей адвокатского сообщества. Хотелось бы отметить, что автором первого проекта закона об адвокатуре, внесенного на рассмотрение Госдумы в 1995 году, был наш коллега Александр Траспов (в то время депутат ГД РФ первого созыва).

- А по сути адвокатской работы что-то изменилось?

- Впервые в Законе закреплено положение об адвокатской тайне. Непременное условие эффективной адвокатской деятельности – это доверие между клиентом и адвокатом. Еще до принятия нового закона Конституционный суд РФ отмечал, что даже сам факт обращения к адвокату является профессиональной тайной. С принятием Закона граждане получили гарантию обеспечения права на получение квалифицированной помощи. В Законе четко сказано, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием помощи доверителю. Причем гарантии адвокатской тайны распространяются не только на сведения об обстоятельствах дела, но на любые сведения о семейной жизни, отношениях доверителя с другими людьми, его материальном благосостоянии и т. п. Требовать от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не вправе никто. Адвокат не может ни при каких условиях быть допрошен в качестве свидетеля по вопросам своей профессиональной деятельности в связи с оказанием юридической помощи.

- Но вернемся к реалиям. Вы, как никто иной, знаете, что на Ставрополье, например, адвокатов пытаются и допросить, и обыски провести на рабочих местах – все для того, чтобы понудить профессионального защитника нарушить адвокатскую тайну…

- К сожалению, профессиональные права адвокатов нарушаются, как, впрочем, нарушаются и права наших доверителей. В Адвокатской палате создана Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов, которая не оставляет без внимания ни один случай нарушения прав адвокатов. Да и сами адвокаты способны активно защитить свои профессиональные права, обжалуя действия представителей правоохранительных органов в суд. Мы имеем примеры достаточного числа судебных актов, которыми были восстановлены нарушенные профессиональные права адвокатов. Хотя есть и другая статистика.

- Давайте обратимся к еще одной вечной теме - проблеме совмещения исполнения адвокатского долга с общепризнанными моральными ценностями. Она остается злободневной на всем протяжении существования института адвокатуры...

- Нравственно-этические требования к деятельности адвоката заключаются в том, что он не вправе защищать незаконный интерес доверителя, не вправе лгать и лицемерить. Но вся сложность положения адвоката состоит в том, что довольно часто на обывательском уровне его воспринимают как человека, защищающего преступника и помогающего ему любыми способами уйти от ответственности. Это серьезное заблуждение. Адвокат в силу требований профессиональной этики не имеет права действовать вопреки интересам своего доверителя, занимать иную, отличную от подзащитного позицию по делу. Нельзя обвинять адвокатов в том, что они выполняют свои профессиональные обязанности.

- Но, как правило, обращаясь к адвокату, люди уверены в том, что адвокат, если он «хороший», должен добиться по делу именно того результата, на который клиент рассчитывает...

- Если это законный интерес клиента, то он вправе требовать от адвоката добиться восстановления его законного права. Ну а если мы говорим о том, когда очень хочется получить желаемое, а закон как-то иначе относится к желаниям гражданина, то ответ очевиден. Никакие незаконные пожелания доверителя не должны выполняться адвокатом.

Интервью вела Алевтина Иванова



Последние новости

Все новости

Объявление