Обязаны ли падать самолёты?
Василий СкакунНедавно по телевидению, обсуждая самую крупную катастрофу года - наводнение в г. Крымске, один видный ученый отметил, что более 80 процентов всех происшествий, случающихся на воде, в воздухе и на суше, связаны с человеческим фактором. То есть и теплоход «Булгария», затонувший в «луже» волжского водохранилища с более чем сотней погибших пассажиров, и авиалайнер «Суперджет-100» - гордость и надежда нашей авиационной промышленности, а также авария со смертельным исходом на трассе в Украине с российскими паломниками – все это звенья одной и той же цепи. Люди (командиры этих судов) совершили какие-то нештатные действия, не предусмотренные регламентом, которые и привели к гибели сотен людей и техники.
Расследование аварии на атомной станции «Фукусима» пришло к выводу, что катастрофы можно было бы избежать, если бы руководство концерна предприняло все необходимые меры профилактики по безопасности такого режимного объекта.
Но самое загадочное, что все комиссии по разбору катастроф после традиционного разведения рук (мол, что поделаешь, человек есть человек), признавая тем самым уж если не закономерность происходящих трагедий, то их полную неуправляемость.
Попробуем посмотреть на проблему более широко, чем простое признание человеческого фактора. Начнем с того, что попытаемся оценить профессиональную пригодность тех людей, нештатное поведение которых и привело к подобным происшествиям. Командир самолета «Суперджет-100» - один из лучших пилотов-испытателей нашей страны, налетавший несколько тысяч часов и знающий новую машину (ее характер и поведение) до мельчайших подробностей. Капитан судна «Булгария» - опытнейший «речной волк», имеющий за плечами несколько десятилетий судовождения по матушке-Волге. Водитель автобуса – специалист, обладающий всеми видами допусков по управлению наземным транспортом. То есть полностью исключается некомпетентность людей, управляющих своими судами. Наши трагедии так же невозможно сравнить с гибелью «Титаника» ровно сто лет назад, когда еще не было соответствующей аппаратуры, которая могла бы указать на подводные размеры приближающегося айсберга (над водой видна одна девятая его часть).
В вышеперечисленных катастрофах современности вся аппаратура работала безупречно, что подтверждается данными «черных ящиков». Так в чем загадка этого пресловутого человеческого фактора? В середине восьмидесятых годов прошлого столетия я был соискателем (то есть заочно готовился к защите диссертации) в Киевском институте физической культуры. И, естественно, мне приходилось довольно часто посещать столицу Украины: для сдачи кандидатского минимума, согласования темы, предзащиты и т. д. В те времена из Ставрополя ежедневно летал самолет Ан-24 по маршруту «Ставрополь – Донецк – Днепропетровск – Киев – Минск». И в этой связи даже загодя приобрести билеты было практически невозможно. Но у меня был хороший знакомый – командир экипажа, который со своей командой летал именно по этому маршруту. У них была заготовлена схема прохода на борт (не бесплатно, конечно), а в кабине пилотов было одно свободное кресло, которым я и пользовался во время этих путешествий. Как только завершался взлет, полет переключался на авторежим, и экипаж был волен делать что угодно: они там ели, достав припасенные «тормозки», играли в карты, дурачились и даже однажды, посадив меня за штурвал и убрав автопилот, позволили вести самолет с комплектом пассажиров на борту, корректируя мои действия. Ну а затем перед посадкой все занимали свои места и вручную осуществляли приземление. А по прилету домой в Ставрополь у них была неизменная традиция – распить бутылку водки за благополучное возвращение.
Когда в те же советские времена было сообщение о вынужденной посадке самолета за пределами взлетной полосы по причине спора, при котором командир пассажирского лайнера должен был совершить посадку с завязанными глазами, то не очень удивился, бывая свидетелем всевозможных нарушений пилотами во время полета. Или еще частой причиной аварий является участие в полетах высокопоставленных лиц или проверяющих, которые вынужденно заставляют экипаж излишне волноваться и совершать ошибки (как с гибелью польского борта с президентом и правительством в районе г. Смоленска).
Так, оказывается, во всех 80 процентах трагедий виноват человеческий ум, позволяющий экипажам вытворять в течение рейса любые выкрутасы. Да, конечно, можно поставить в кабинах камеры наблюдения за поведением пилотов, но в этом случае они будут прятать свою внешнюю проявленность, но непоколебимую самоуверенность, граничащую с безрассудством, ведь деть некуда. Мы же все являемся не только заложниками своего ума, но и его рабами. И он, зная об этом, зачастую просто издевается над нами.
Мы уже неоднократно указывали всем желающим слышать, что человеческий ум не способен из множества предоставляемых нам вариантов выделять наиболее безопасный. Он, в первую очередь, предлагает возможности, удовлетворяющие наш эгоизм, жадность, похоть и все подобное, и совсем не беспокоясь о конечных результатах и последствиях.
Ум не наделен предчувствием опасности, и в этом кроются причины всех тех 80 процентов трагедий, случающихся во всем мире на суше, воде и в воздухе. Но ведь человек сочетает в себе и телесную, и духовную субстанции, с которыми мы так и не научились по-настоящему общаться. Все религии мира настойчиво утверждают о нашем подобии Творцу и о так называемых ангелах-хранителях, в обязанность которых и входит предупреждение человека о надвигающейся опасности. Что же они молчат в те самые роковые секунды, когда от одного движения капитанской руки будет зависеть жизнь сотни людей.
Однако странные вещи происходят иногда – помните, эту громадную волну-цунами, обрушившуюся несколько лет назад на побережье Юго-Восточной Азии. Под натиском ее мощи были сметены не только береговые постройки, отели, рестораны, но и многие сотни отдыхающих. Но за эти три дня до этого страшного происшествия все звери, обитающие на прибрежных территориях, рядами и колоннами покинули места будущей трагедии. Заметьте, все, начиная от слонов и носорогов и заканчивая земляными тушканчиками.
А что же люди? Что, в нас забыли вложить это чутье беды, чутье опасности, чутье смерти? (А как же насчет подобия?) История запечатлела такой факт, когда в 1908 году за три месяца (!) до падения тунгусского метеорита шаманы вывели на несколько сот километров всех людей близлежащих поселений подальше от будущей зоны бедствия. И только один шаман специально остался, чтобы стать свидетелем этого явления. Это он потом рассказал, что Земля не позволила огромному метеориту упасть на поверхность (ибо были бы непредсказуемые последствия) и выставила на подлете специальную энергию и взорвала его в воздухе. Этот шаман ослеп от невиданной по силе вспышки света, которая была видна в Западной Европе.
Мы, человечество, потеряли ключи от своего духовного существа. Мы полагали, что это прежняя цивилизация возводила египетские пирамиды. Нет, это делали наши предки, способные силой мысли управлять видимым миром. Эту божественную нить мы сами оборвали своей агрессией, завистью, страхом, жадностью к наживе, так и не поняв, зачем нам дана жизнь. Но как только человек научается открывать свет внутри себя, все качества самозащиты, основанные на любви и добродетели, становятся теми ангелами-хранителями, оберегающими наши жизни.
Если бы хоть у одного из пассажиров терпящих катастрофу судов, самолетов и автобусов был открыт внутренний свет, то самой аварии не имело бы права быть. Таковы законы Великого Космоса.
P.S. На днях, стоя у светофора (на машине) и видя пожилого прихрамывающего мужчину, собирающего милостыню, которую уж очень неохотно подавали водители, ожидающие зеленый свет, я вдруг понял, что его истинное назначение не в собирании денег, нет, он просто пытался открыть лучик света у нас в груди.