Один день из жизни синего троллейбуса
Троллейбус: мы настолько привыкли к этому виду общественного транспорта, что каждый день, отправляясь на нем на работу, учебу или просто по делам, не замечаем и не задумываемся о тех, кто, бесконечно нарезая круги, везет нас по городским улицам. Как выглядит их рабочий день, как они живут и что видят – все это мы решили узнать, проведя день с водителем троллейбуса.
Сергей Недавний — водитель троллейбуса первого класса. В депо пришел работать по совету друзей сразу после армии. Перед этим хотел поступить в институт – не получилось. Обзавелся семьей, нужны были деньги, тогда в восемьдесят шестом рабочие получали наравне с начальством, в общем, остался здесь. Вот уже двадцать три года крутит баранку троллейбуса на первом маршруте. На свою работу Сергей не жалуется и вполне ею доволен – как и все его ровесники, начинавшие работать еще в Советском Союзе, настолько привык, что ни в какой другой профессии себя не видит.
Рабочий день Сергея начинается рано утром. Когда город еще спит, он выходит на остановку, чтобы успеть, как сам говорит, «на дежурный» – вахтовый автобус, который довезет его на работу. В депо нужно быть за час до выезда на линию.
7:00. Депо. Вместе с водителем мы заходим в гараж. Холодные машины стоят на своих местах в очередном порядке, по которому они каждый день выходят на свои маршруты. Половины троллейбусов уже нет: первая смена отправилась еще в 5:30 утра. Возле оставшихся «сохатых» в непонятной для постороннего человека, но в то же время какой-то отлаженной суматохе крутятся слесари: проверяют колёса, подвеску, тормоза. На все про все у них уходит около15 минут. Пока техники заняты своим делом, Сергей, в этот момент больше похожий на звонаря, отточенными движениями подцепляет штанги токоприемников к электролинии и прогревает салон. И пока электрическая машина наполняется теплым воздухом, он идет проходить «допинг»: на водительском сленге - медосмотр.
После недолгих, но уверенных операций с тонометром и кучей других медицинских аппаратов дежурный врач заставляет водителя дыхнуть в трубку алкотестера – все в порядке, и в путевом листе появляется штамп: «Мед-осмотр прошел». Теперь можно смело отправляться в рейс.
8:00. Выезжаем из депо. Новый троллейбус, несмотря на гололед, бежит по городским улицам устойчиво и мягко. В это время по ним еще можно ехать, а вот через полчаса большая и не слишком поворотливая машина будет с трудом протискиваться в плотном потоке утреннего часа пик. Сегодня нужно сделать семь «оборотных рейсов». На вопрос: «Не надоедает вот так – весь день по кругу?» - водитель с улыбкой отвечает: «Привык. Конечно, тяжело, ну а что делать, работать нужно. Если на месте сидеть, тебе вот так никто ничего не принесет. Бывает, конечно, очень устаешь. Приходишь домой - и с ног валишься. Жена иногда подшучивает: «Как ты мог устать – весь день сидишь?».
От ворот депо до конечной остановки на СТАВНИИГиМе добираемся за десять минут. Сергей делает в диспетчерской еще несколько отметок. Теперь рабочий день по праву можно считать начавшимся.
При выезде с конечной сразу попадаем в пробку. Впереди метрах в ста едет «девятка». «Придется «порезинить», — говорит водитель, пропуская вперед юркие легковушки. – Нужно выдержать временной интервал, иначе впереди идущий заберет наших пассажиров. Вот и приходится весь день «резинить», догонять, чтобы и выручку привезти, и выполнить план».
Достав из бардачка путевой лист и график, Сергей показывает нам расписание и сумму, которую он сегодня должен привезти в депо: «Сейчас конкуренция очень большая, много частников дублируют наши маршруты, забирают половину пассажиров, подрезают, вырываются вперед. Но их тоже можно понять – что поделать, суровые реалии рынка заставляют. Иногда сам начинаю хитрить, не пропускаю вперед. Частниками центр города переполнен. На мой взгляд, все эти маршрутки нужно «пустить» на окраины – там действительно маршрутов не хватает. Тогда и дело пойдет, а так ни им, ни нам особой выручки не идет, за каждым рублем гонимся».
Первая остановка, и первые пассажиры, подгоняемые морозом, с нетерпением заходят в салон. «Ответственный момент, на остановке нужно быть особенно внимательным, – продолжает водитель, не отрывая взгляда от зеркал заднего вида, чтобы никого из пассажиров не забыть и не защемить дверью.– В пробках тяжело, если впереди кто-то встал, приходится ждать. Так просто не объедешь – штанги токоприемников всего четыре метра длиной, немного в сторону - и соскочить могут».
На наш вопрос: не изменились ли пассажиры и как у вас складываются с ними отношения, Сергей отвечает: «К людям стараюсь относиться хорошо. Если назревает конфликт, не обращаю внимания или стараюсь сгладить обстановку, объяснить, успокоить. Ну, естественно, об имидже надо думать. В троллейбусах ездят в основном старики и те, кто несильно спешит. Клиентура одна и та же. Будешь грубить, к тебе никто не сядет».
Время за разговором пролетает незаметно. В конце третьего рейса у Тифлисских ворот встречаем коллегу с девятого маршрута, поднимающегося обратно от ж-д вокзала. Того самого, от которого мы намеренно отставали утром при выезде с конечной. «Все в порядке, значит, укладываемся в график», – замечает Сергей. Опытные водители обычно не смотрят в расписание и ориентируются вот так на глаз.
11:30. Три круга позади. Час положенного отдыха - и снова на исходную. Перед этим Сергей немного «резинил» на остановках. Старался секунда в секунду уложиться в график, чтобы не отбирать пассажиров у коллег по цеху.
15 минут на обед, и можно заняться своими делами. В диспетчерской оживленно идет беседа: водители делятся друг с другом своими впечатлениями от прошедшей половины рабочего дня. Кто-то рассказывает непонятные для постороннего человека профессиональные шутки, кто-то проверяет угольные вставки (небольшие, похожие на керамические, сантиметров 10 длиной штуки с желобом посередине, которые вставляются в держатели на конце «рогов». Во время езды они трутся о провода). А кто-то, воспользовавшись моментом, просто дремлет в кресле. В общем, все, как у всех: такой же обеденный перерыв, как и в сотнях других организаций.
12:30. Пора снова в бой. Вторая половина дня тянется дольше, чем первая. Время летит только во время часа пик. То ускоряясь, то снова растягиваясь, по мере того как пассажиры заполняют и освобождают салон. Обеденный ажиотаж затухает где-то в половине второго. И неповоротливая машина снова погружается в медленную, размеренную поездку.
Полупустыми проезжаем еще два круга.
17:00. На остановках как будто из ниоткуда снова появляются люди, спешащие после своего рабочего дня домой. Буквально за три остановки троллейбус наполняется пассажирами. Контролер Светлана, протискиваясь между плотными рядами, отсчитывает сдачу и раздает билеты. Удивительно, как эта маленькая женщина запоминает в этой толчее всех, кто не обилечен. «Хороший контролер в момент, когда люди заходят, даже сдачу перестает отсчитывать. Взгляд только на двери», – говорит Сергей.
18:40. Уставший троллейбус возвращается в депо. Там его уже ждут техники, чтобы сделать те же операции, что и утром. Сергей все теми же движениями звонаря отцепит «рога» и первый раз за весь день зайдет в салон, проверить, все ли в порядке. Потом в центральной диспетчерской отдаст путевку, выйдет за ворота депо и сядет на «дежурный», который отвезет его домой.
А завтра все снова повторится и будет вращаться по своему кругу: все те же остановки, пробки, транспортные потоки и синий троллейбус с людьми, которые им управляют…
Андрей Цындрин.