Однажды в день рождения Коста
Ольга МетёлкинаАлександр Васильевич писал, что Хетагуров очень любил детей, легко умел находить с ними общий язык, и ребятишки отвечали ему искренней привязанностью. Понятно, что, узнав об именинах Коста, восьмилетний Саша захотел сделать ему подарок. «Дай мне, пожалуйста, один рубль, сказал я своей маме («многострадальной Анисии Федоровне», как ее всегда называл Коста Леванович)», - вспоминал Александр Васильевич Смирнов.
Получив от матери деньги, мальчик задумался, что бы подарить. Он представил себе Хетагурова: «аккуратный, в хорошей черкеске из осетинского сукна, чистый чесучовый бешмет, серебряный пояс и кинжал, хорошая каракулевая шапка… и я подумал, что такой «горец» должен иметь хорошо начищенные сапоги». Саша пошел в лавку и купил там баночку с ваксой.
Коста Хетагуров в то время жил на даче у издателя газеты «Северный Кавказ» Д. И. Евсеева в районе Мойки (ныне - нижняя часть улицы Краснофлотской), примыкавшей к Архиерейскому лесу. По дороге Саша Смирнов встретил своего приятеля – сына лесного ревизора Биби Шалаева. Тот, узнав, что Коста именинник, тоже захотел преподнести ему подарок и, получив от матери рубль, задумался, что же купить. Фантазии и денег ему хватило лишь на кусок яичного мыла «желтого цвета с тисненым клеймом какой-то фабрики».
«Когда он получил от нас подарки, - вспоминал Александр Смирнов, - принялся так радостно и искренне хохотать, что долго не мог успокоиться». Коста был тронут детской непосредственностью и с удовольствием показывал необычные гостинцы всем своим гостям.