«Официальных» наркоманов стало меньше. НО…
Лариса ДенежнаяКогда у несовершеннолетнего подростка-токсикомана спросили, зачем он вдыхает пары клея, он ответил: «А интересно. Сознание теряю». Приобщение к наркотикам начинается часто из любопытства. Для некоторых первый опыт заканчивается смертью. Об этих иллюстрациях из жизни рассказали журналистам сотрудники краевого клинического наркологического диспансера (ККНД) на пресс-конференции, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Мероприятие прошло в пресс-центре СГТРК «Ставрополье».
Ставропольский край по распространению наркомании выглядит намного благополучнее наших соседей — той же Ростовской области, Краснодарского края. Официальный «контингент», состоящий на учете у наркологов ККНД, — 8 тысяч человек. Хотя реальное число употребляющих наркотические вещества, по подсчетам специалистов, в семь раз больше. С 2006 года, как рассказала главный врач наркодиспансера Наталья Быкова, в крае началось снижение распространения наркомании благодаря усилиям сотрудников Наркоконтроля. Эффективность работы этой службы работники медучреждения ощущают по уменьшению наплыва пациентов или их переориентации на другие «дурманящие» средства. Но кое-кто, как говорят, всегда грязи найдет, чему способствуют распространители наркотических средств — их до тридцати новых появляется ежегодно под видом соли для ванн, мела для бильярда, удобрений для комнатных растений.
Пациенты наркологических медучреждений края страдают в основном опиумной зависимостью. Есть большая армия любителей каннабиоидов (конопля, марихуана, гашиш). Многие считают ту же анашу менее вредной. Хотя, по словам Н. Быковой, легкие наркотики коварны и приводят порой к еще более серьезным последствиям. Широкого распространения дезоморфина (он же - «крокодил») в крае, слава Богу, нет. А ограничения на продажу кодеинсодержащих препаратов в аптеках Ставрополья было введены раньше, чем по стране. В это же время, кстати, увеличился их отпуск в Ростовской области, где подобные меры еще не действовали.
Лечение наркомании — процесс крайне сложный. Только около двух процентов пациентов диспансера после выписки не возвращаются сюда вновь, остальным приходится проходить курс лечения неоднократно. По мировой статистике, излечивается от наркомании не более восьми процентов. Сейчас врачи достигли больших успехов в лечении рака. Но если перед онкологическими заболеваниями страх испытывают все, то к наркотической зависимости у некоторых отношение более лояльное. Как показали результаты опроса, 18 - 20 процентов школьников не видят в ней особой угрозы. А значит, с этим контингентом нужно работать.
Участники пресс-конференции заметили: вклад в подобную статистику вносят и сюжеты с «веселыми» картинками, выставляемые в Интернете словившими кайф. Над ними смеются. Но не осуждают! К тому же эти «веселые» картинки формируют только одно восприятие — полученного удовольствия от наркотиков. Вот если бы выставляли ужасы агонии наркоманов, ломки — может быть, желающих пробовать наркотики поубавилось бы. Такие жесткие фильмы, например, демонстрируют школьникам в Японии.
Подобный опыт профилактики наркомании, как выяснилось, в Ставрополе был. Но во время демонстрации фильма одной девочке стало плохо. Тут же поставили вопрос: негоже наносить детям психические травмы. Но на последнем заседании комиссии по противодействию распространению наркотиков обсуждали, как приблизить меры профилактики к молодежи, в том числе и через Интернет, где «зависают» тинейджеры.
Главной мишенью профилактической работы, как подчеркивалось, должны стать не только подростки, кто еще не пристрастился к наркотикам, но и родители. В Ставрополе, например, 38 процентов пап и мам не дали согласие на проведение добровольного тестирования их чад на предмет употребления наркотиков. Безоглядная вера своему «чаду» или страх «разоблачения»?
Что касается оказания медицинской помощи больным наркоманией, то в крае действует сеть и стационарных учреждений, и амбулаторных. В рамках программы модернизации здравоохранения получено современное оборудование. Например, приборы, позволяющие установить, употреблял человек наркотики или нет в течение полугода. Наркологическая медицинская помощь, как отмечалось, имеет этапы. Она не ограничивается стационаром, где больному снимают «острый» синдром. После выписки наступает амбулаторный этап, подключается психолог. Больному нужна и длительная реабилитация.
На сегодня в стране действует только три государственных реабилитационных центра. Капля в море. А теперь первый государственный реабилитационный центр появится и в нашем крае, в Пятигорске. В прошлом году был проведен ремонт помещения, закуплено оборудование. После завершения процедуры лицензирования центр примет первых пациентов. Задача реабилитационного учреждения — провести больного через все этапы восстановления и как можно дольше удержать в терапевтическом сообществе, предупреждая тем самым угрозу рецидива заболевания.