Октябрь врасплох застать не должен
Тамара КоркинаГотовь сани летом, а телегу зимой - именно этой житейской мудростью и руководствовалась редакция, объявляя тему: «Готовимся к отопительному сезону». Середина октября для «Вечерки» - традиционный экстрим. Горожане «бомбят» все телефоны редакции: батареи холодные, в одной комнате жарко, в другой – холодно, в одном подъезде «тепло дали», в другом - нет.
На вопросы наших читателей отвечал генеральный директор ОАО «Теплосеть» Вячеслав Владимирович
Киреев.
– Один из повторяющихся вопросов - традиционное летнее отключение горячей воды. Неужели нельзя в наш технологичный век избавить горожан от этой напасти?
- К сожалению, нельзя. Котельная - тепловая сеть - инженерные системы многоквартирного дома - это единая цепочка теплоснабжения. Она вводится в ремонт в целом, этим и объясняется временный дискомфорт - 19 суток без горячей воды. Зато в холода мы избежим неприятных «сюрпризов». Скажу, что за последние 17 лет в Ставрополе не было ни одной аварии, уровень надежности и комфортности нашей системы теплоснабжения - один из самых высоких в России.
- У нас год назад установлен общедомовый прибор учета тепла, думали, сэкономим, а получилось наоборот - платежи за тепло возросли. Почему?
- В 80 процентах многоквартирных домов, где установлен общедомовый прибор учета тепла, платежи уменьшились, а в 20 процентах - возросли. Вы, к сожалению, попали в число последних. И тут надо разбираться - по каким причинам. Сам по себе прибор учета тепло не экономит, он просто фиксирует количество, фактическое его потребление.
А тепло идет не только на обогрев вашей квартиры. Оно уходит через «дырявую» кровлю, через незагерметизированные швы в стенах, через щели оконных и дверных проемов, через плохую изоляцию разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения. Чем хуже домовое хозяйство, тем больше у жильцов расходы.
Бывает, техническое состояние дома неплохое, но в нем не приведена в порядок запорно-регулирующая арматура, и тепло расходуется как Бог на душу положит. Надо четко знать: когда устанавливается прибор учета, а регулировка внутри дома не сделана, жильцы обязательно получат переплату. То есть вы изначально ставитесь в сложные условия. Тем более что с 2012 года вступают в действие энергосберегающие нормативы, бесхозяйственность станет для жильцов очень дорогой.
- Мы в прошлом году месяц не могли привести теплоснабжение дома в порядок. В одном подъезде жарко, в другом – холодно, один стояк горячий, другой даже не теплится. В одной квартире все форточки открыты, в другой стоит электрообогреватель. Как избежать таких ситуаций в этом году?
- Если ваш дом обслуживает управляющая компания, то надо требовать с нее, заставлять работать. Она обязана привести системы в рабочее состояние, к слову, это стоит не таких уж больших денег. В октябре весь город при проблемах с отоплением звонит к нам в «Теплосеть». Многие еще живут старыми понятиями о том, что именно мы за все отвечаем. Вот и сегодня ко мне по «прямой линии» поступают жалобы: не работают полотенцесушители, горячая вода течет чуть теплая.
А сегодня задача нашего предприятия сводится к тому, чтобы подать тепло до стены дома. До теплового узла. А дальше распределение по стоякам, батареям, змеевикам - это дело вашей управляющей компании.
К сожалению, статистика говорит о том, что жалобы на неправильное распределение тепла внутри дома год от года растут. И мы видим главную причину в том, что у управляющих организаций нет специалистов, способных нормально содержать систему теплопотребления. А иногда и желания нет тратиться.
Между тем если раньше при «перетопах» убытки шли на наше предприятие, то сейчас, в связи с установкой общедомовых приборов учета тепла, полностью ложатся на собственников...
- Но ведь сегодня не везде стоят приборы учета, вы же как-то боретесь за свой интерес.
- Наш интерес заложен в Законе
№ 190 - о теплоснабжении. По нему мы не имеем права подавать теплоноситель в неисправную систему. В прошлом году мы бились, доказывали, уговаривали, а сейчас будем отправлять письма в администрации районов с тем, что ни одного дома не примем без того, чтобы в нем не была отревизирована запорная арматура и заизолированы трубопроводы.
Приведу такой пример. В Промышленном районе по сорока домам мы дали предписание - неправильно настроена система теплоснабжения. Ни одного движения управляющие компании не сделали. Жалко людей - именно они начнут платить за всю эту бесхозяйственность.
- Будучи старшей дома больше двадцати лет, хочу спросить вот о чем. Раньше всем теплохозяйством дома занималась «Теплосеть», я звонила вам по всем жалобам жильцов, связанным с отоплением, и все быстро решалось. Сейчас у нас управляющая компания, и добиться чего-то порой очень трудно. А можно, чтобы наш дом снова перешел к вам на обслуживание?
- Действительно, наше предприятие на протяжении всей своей истории занималось обслуживанием как наружных тепловых сетей, так и внутридомовых систем. При этом проблем с теплоснабжением у жителей практически не возникало. Однако пришедшие на управление многоквартирными домами УК отказались от услуг ОАО «Теплосеть» по внутридомовому обслуживанию. С их приходом и начались многочисленные проблемы. Сейчас мы вернулись на рынок услуг по содержанию и ремонту внутридомовых систем, тепловых сетей, приборов учета, контроля, регулирования. Если короче, ведем все работы, связанные с отоплением многоквартирного дома.
На сегодня у нас на обслуживании - 135 домов, в них мы доходим до каждой батареи, чтобы все работало. Скажу, что я сам контролирую все поступающие жалобы, к счастью, их не так уж много.
- У нас стоит прибор учета тепла, а сейчас говорят, что нужен еще регулятор. Зачем? Разве счетчик сам не регулирует? И в котельных наверняка стоят регуляторы, следят, какой температуры подается тепло.
- Регулятор нужен для того, чтобы в соответствии с наружной температурой воздуха уменьшать количество подаваемого в дом теплоносителя. На улице тепло - вам экономия.
Или вот ситуация. На вашей тепловой сети «сидит» 15-20 домов. К первому теплоноситель подходит одной температуры, к последнему - другой, ниже. А регулятор позволяет температуру теплоносителя распределять равномерно.
- Согласно Закону № 261 об энергосбережении ресурсоснабжающие организации с 2012 года сами будут устанавливать общедомовые приборы учета с рассрочкой для жителей на пять лет. А где гарантия, что приборы будут установлены надежные, а не так, как у нас водится, - что подешевле?
- Хороший вопрос, очень важный. Что касается нашего предприятия, то мы работаем с заводом-производителем тепломеров на уровне конструкторского бюро. Наши специалисты учились работать с приборами учета на заводе, имеют сертификат, а предприятие - статус сервисного центра. Те, кто полагает, что с электронной аппаратурой может работать простой слесарь, ошибаются, в обслуживании приборов учета тепла нужен уровень знаний инженерно-технического работника.
- Для нас, жителей, одна из неприятных сторон в установке приборов учета - их периодическая поверка. Кто этим будет заниматься? Управляющая компания или тот, кто взял прибор на обслуживание?
- Если говорить о нашем предприятии - «Теплосети», то проблем у жителей не будет, поскольку в стоимость нашего обслуживания входит и поверка прибора учета. Мы заказали проливную установку, которая стоит около пяти миллионов рублей и будет к сентябрю установлена. В крае такой аппаратуры больше ни у кого нет. Нам пришлось пойти на большие расходы, поскольку понимаем: придет срок - и пройти поверку счетчика будет негде. Те фирмы, которые берут за обслуживание меньше нашего, доработают до момента, когда прибор надо поверить - а это через четыре года, и все, бросят, договор закончился. Мы брать приборы на поверку не будем, потому что не имели договоров на их обслуживание. Вот такие серьезные могут возникнуть проблемы.
Уже сегодня надо обо всем этом думать. Изменения, внесенные в Жилищный кодекс, новые правила предоставления коммунальных услуг ориентированы на профессиональное управление домом, его инженерными сетями. Об этом постоянно будут напоминать расчетные листы, которые нам предстоит ежемесячно оплачивать.