Оле Нидал: Будда – от слова «будильник»

Станислав Маслаков

Оле Нидал: Будда – от слова «будильник»

Новость о том, что главный европейский буддист посетит Ставропольский край, могла остаться незамеченной. Но Оле Нидал относится к той редкой категории публичных людей, которые не нуждаются в шумной рекламе и проплаченном телеэфире. Он и без того культовая личность. Поэтому на встречу с ним, которая проходила в Пятигорске, собралось людей больше, чем вмещал концертный зал местной музыкальной школы. Ни жара, ни трудности перевода не омрачили мероприятие, ни даже то, что большинство пришедших вовсе не исповедовали буддизм.
Я про Оле Нидала впервые услышал лет десять назад, тогда он был очень популярен среди «продвинутых» студентов. Бодрый датчанин, ставший самым знаменитым проповедником тибетского буддизма и во многом перевернувший сознание западного человека, он восхищает очень многих. Противников у него, правда, тоже немало. Некоторым буддистским ортодоксам не нравится, что он вместо уединённой жизни в монастыре 365 дней в году путешествует по миру, что он обожает кататься на скоростном мотоцикле, прыгать с парашютом и вообще вести неприличествующий своему возрасту и сану образ жизни. Многие пытались объявить его «Школу алмазного пути» тоталитарной сектой. Впрочем, безуспешно: во всех судебных процессах сподвижники Оле Нидала неизменно побеждают.

Про ламу

Даже если отбросить все легенды и небылицы, которыми обросла биография датского ламы, она всё равно остаётся крайне любопытной. В 1968 году он вместе с женой Ханой отправился в свадебное путешествие по Непалу. Там они встретили своего первого учителя - Лопена Цечу Ринпоче — Ламу Друкпа Кагью. Вскоре на них обратил внимание глава крупнейшей тибетской школы Карма Кагью - Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже. Ему очень приглянулись первые в истории школы западные ученики. За несколько лет они впитали в себя все премудрости буддизма и оказались готовы понести их миру. Многих этот момент удивляет: большинству тибетских монахов жизни не хватает на то, что заняло у двух датских студентов неполные пять лет. Сам Оле Нидал говорит об этом так: «Учитель никогда не больше своих учеников. В том смысле, что ценны лишь те уроки, которые эти ученики оказываются способны усвоить».

Тем более он был подготовлен к тому, чтобы воспринять учение. С детства Оле снились сны о том, что он в незнакомых горах, в красных одеждах защищает от солдат каких-то странных людей. В итоге горы оказались Тибетом, странные люди – монахами, а сны – воспоминанием из прошлой жизни, в которой он участвовал в партизанской войне с китайскими захватчиками. Правда, в нынешней жизни Оле Нидалу было предначертано сражаться не мечом, а словом. В 1973 году учитель посвятил его в сан ламы и отправил проповедовать буддизм в страны Запада.

За без малого сорок лет он основал более 650 «Центров алмазного пути» по всему миру. Многие знаменитые люди стали его учениками – в том числе российский музыкант Борис Гребенщиков. Буддизм из экзотической религии восточных народов стал актуальным и популярным.

Про буддизм

Встречу с пятигорчанами Оле Нидал посвятил как раз не своей биографии, а собственно буддизму. Мы-то привыкли его считать просто одной из мировых религий, но это не вполне верно. «Нам, конечно, приятно, что это даёт нам налоговые послабления. Но за две с половиной тысячи лет религии унесли больше человеческих жизней, чем даже политика». К тому же буддизм призывает не верить слепо никому, а всё проверять своим умом. Рамки философского учения ему тоже тесны, ведь «буддизм - это не просто теоретизирования, в нём есть живая энергия, преобразующая судьбы». Наконец, некоторые вообще считают буддизм древнейшей психологической школой. Но и это неверно, ведь он стремится преодолеть своё эго и взывает к безличному началу. Сам Оле Нидал называет буддизм «элигией», апеллируя к латинским корням этого слова.

Впрочем, более красочную аналогию он нашёл в русской речи. Ведь славянские языки во многом близки к древнеиндийским. «У вас есть замечательное слово – «будильник». Оно очень похоже на слово «будда» и имеет те же корни. Главное в нашем учении – пробудить человека. Дать понять, что только он в ответе за свои мысли и поступки. Что мозг – лишь временный транслятор разума, а не его источник. Материальный мир соткан из информации». На каком-то этапе просветления даже болезни, старость и смерть становятся интересным опытом, на смену страху и агрессии приходят мудрость и ответственность. Рано или поздно это ожидает всех нас. Потому что «каждое живое существо – это Будда, который пока ещё не осознал себя».

Оле Нидал: Будда – от слова «будильник»

Про жизнь

Критикуемый многими за излишнюю демократичность и упрощённость, «алмазный путь» замечательно вписывается в современность. Начинается всё с того, что человек беспристрастно оценивает свою жизнь и становится её полноправным хозяином. Вырывается из ежедневной суеты, убирает лишние заботы, решает проблемы так, чтобы не возникало новых. Короче, мудро руководит собой, становится безмятежным. Другое необходимое условия – стремление приносить максимум пользы другим живым существам, тем самым внося гармонию в мироздание. При соблюдении этих двух правил человек будет счастливым. А догматы и техники медитации – это уже вторичное.

Вообще, Оле Нидал - человек довольно бесцеремонный. Многие обвиняют его чуть ли не в фашизме за некоторые высказывания. Например, он считает, что рождаемость в богатых странах надо стимулировать (запрещая аборты и развивая систему приёмных семей), а в бедных – подавлять. Например, платить молодой паре за то, что они родят и воспитают одного, максимум двух детей. Помогать им дать ребёнку хорошее образование и воспитание. Но при этом вообще лишать всякой помощи, если те заведут третьего. Логика тут проста: при таком подходе число бедных, голодных и злых в мире уменьшится, а те места, которые сейчас иначе, как горячими точками, не называются, станут развиваться и преодолеют свои проблемы.

Больше всего нареканий вызывают резкие суждения Оле Нидала об исламе. Однажды он даже сказал, что все мусульмане-мужчины в следующей жизни рождаются угнетёнными женщинами, чтобы на своей шкуре почувствовать, каково это. На пресс-конференции, которую провели перед встречей, журналисты этим вопросом интересовались куда сильнее, чем собственно буддизмом. Но Нидал сказал, что ученики просили его об исламе здесь не говорить. Мол, я вашей специфики не знаю и не хочу накалять и без того сложную обстановку. Но в Европе на смену раздутой толерантности приходит другой, более мудрый принцип: моя терпимость заканчивается там, где начинается нетерпимость другого. Впрочем, всё это он говорит не как буддистский лидер, а как частное лицо. Когда его спросили, кем бы он хотел переродиться, лама ответил, что его всё устраивает, так что в следующей инкарнации он останется жителем Северной Европы, «только если там к тому времени не станет слишком много турок. Тогда я появлюсь на свет где-нибудь ещё».

О перспективах развития своего учения в России и нашем крае Оле Нидал говорил мало: мол, поживём – увидим. В любом случае, кризис, когда буддисты встречали сопротивление со стороны местных властей и православной церкви, остался позади. Им удалось доказать, что они никакие не сектанты и ничего вредного не несут. Сам Нидал в этот раз приехал по приглашению Кирсана Илюмжинова, дружен с ламами Калмыкии и Бурятии. 

Он не строит наполеоновских планов и считает, что буддизм никогда не станет течением большинства ни в России, ни где-либо в западном мире. Потому что большинству нужен бог, высшая сила, на которую всё можно свалить. А здесь ты сам себе хозяин. Это делает счастливыми буддистов и отпугивает остальных. И в чём-то такая самостоятельность кажется нам ненормальной. Впрочем, датский лама утверждает, что «идея нормальности – это не всё, что мы можем. Нам нужно большее».

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление