...Они были первыми

Виталий Задорожный

В прошлых выпусках рубрики мы уже рассказывали о советских космонавтах, первыми проложивших дорогу в космос – о Юрии Гагарине с его доброй улыбкой и легендарным словом «поехали!», которое он сказал при запуске корабля «Восток», о Германе Титове, дублере первого космонавта, совершившего в тот же год самостоятельный полет на корабле «Восток-2», о космонавтах Андрияне Николаеве и Павле Поповиче, совершивших на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» первый групповой полет, о космонавте Валерии Быковском, пилотировавшем корабль «Восток-5» и ставшем первым комсомольцем, побывавшим в космосе и вернувшимся на Землю членом Коммунистической партии, о Валентине Терешковой, первой в мире женщине, вышедшей на корабле «Восток-6» в космос с таким красивым позывным – «Чайка», о первом космическом экипаже, в составе которого были командир трехместного пилотируемого корабля «Восход» инженер-полковник Владимир Комаров, научный сотрудник кандидат технических наук Константин Феоктистов и врач Борис Егоров, об экипаже космического корабля «Восход-2» в составе командира корабля полковника Павла Беляева и второго пилота подполковника Алексея Леонова, который в первый же день полета в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провел в течение 24 минут комплекс научных исследований и благополучно вернулся на корабль. Мы рассказали и о полете космического корабля «Союз-3», который пилотировал Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель полковник Георгий Тимофеевич Береговой, участник Великой Отечественной войны. Обе публикации были иллюстрированы фотографиями значков из фалеристической коллекции, которую в те незабываемые годы коллекционировал автор этих строк. Космическая эпопея продолжается.

  14 января 1969 года в Советском Союзе на орбиту вокруг Земли был выведен космический корабль «Союз-4», который пилотировал подполковник Владимир Шаталов. На следующий день - космический корабль «Союз-5» в составе командира корабля Бориса Волынова, бортинженера, кандидата технических наук Алексея Елисеева и инженера-исследователя подполковника Евгения Хрунова. 16 января в 11 часов 20 минут московского времени успешно осуществлена стыковка космических кораблей. На орбите была собрана и начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция. В тот же день, на тридцать пятом витке, члены экипажа космического корабля «Союз-5» летчики-космонавты Алексей Елисеев и Евгений Хрунов надели скафандры и через люк орбитального отсека осуществили выход в космическое пространство. После проведения ряда научных экспериментов и наблюдений космонавты перешли в орбитальный отсек космического корабля «Союз-4». Впервые в мире на орбите искусственного спутника Земли осуществлен переход двух космонавтов из одного корабля в другой.

Владимир Шаталов родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Окончил Воронежскую школу ВВС в 1945 году и Качинское военное авиационное училище в 1949-м. Военно-воздушную академию (ныне имени Ю.А.Гагарина) окончил с отличием в 1956 году. В Центре подготовки космонавтов – с 1963 года. Спустя восемь лет – руководитель подготовки советских космонавтов. После январского 1969 года космического полета на корабле «Союз-4» совершил в октябре того же года второй полет в качестве командира корабля «Союз-8». А еще через два года, в апреле, совершил третий полет в космос в качестве командира экипажа корабля «Союз-10». В ходе полета была проведена стыковка с научной станцией «Салют».

   Владимир Шаталов был дублером Георгия Берегового. У них много общего: и тот и другой первоклассные летчики, оба окончили военные академии, страстно хотели стать испытателями космической техники.

   - Когда я пришел в отряд космонавтов, там шла подготовка к очередному шагу в космос, - рассказывал Владимир Шаталов. – Отрабатывали новую программу Валерий Быковский, Валентина Терешкова и их дублеры. Тогда я впервые почувствовал разницу между тем, как готовят к полету летчиков и как – космонавтов. Когда я служил в авиации, мне казалось, что я связан с ней на всю жизнь. Любил летное дело потому, что в те годы мы получали новые, все более совершенные машины. Их скорость, дальность и высота полета были невиданными. Это требовало от нас повседневного повышения знаний. Мы прекрасно сознавали, что на воздушные силы страны возложены ответственные обязанности и гордились, что Родина доверила нам охранять мирный труд. Была у меня давняя мечта – стать летчиком-испытателем. Но после полета Юрия Гагарина и Германа Титова я все чаще стал задумываться о полетах в космическое пространство.

   И вот – отряд космонавтов, первый полет на корабле «Союз-4», стыковка с кораблем «Союз-5», создание на орбите первой в мире космической станции – крупное событие на пути к постоянно действующим научным орбитальным станциям со сменяющимся экипажем. Им принадлежит будущее.

   Борис Волынов родился 18 декабря 1934 года в Иркутске. В 1956 году окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков. С 1960 года – в Центре подготовки космонавтов. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. 15 – 18 января 1969 года был командиром экипажа корабля «Союз-5». 6 июля – 24 августа 1976 года в качестве командира экипажа корабля «Союз-21» выполнил второй космический полет на орбитальную станцию «Салют-5». В полете на станции был выполнен обширный объем экспериментов и исследований.

Борис Волынов – один из ветеранов отряда советских космонавтов. При подготовке всех полетов наших кораблей космонавт был рядом с Гагариным, Титовым, Николаевым, Поповичем, Быковским, Терешковой, Комаровым, Феоктистовым, Егоровым, Белявым, Леоновым, Береговым. В августе 1961 года перед стартом корабля «Восток-2» Волынов провожал в полет Германа Титова. А в июне 1963 года, когда к космическому полету готовился Валерий Быковский, дублером у него был Борис Волынов. Когда в беседе зашел разговор о мужестве, Волынов заметил:

- Мужество не просто бесстрашие. Не растеряться, не испугаться при встрече с опасностью – это мужество. Трудно сказать, каким словом можно определить степень мужества человека. Вспомните подвиги моего земляка-сибиряка летчика Александра Покрышкина. Он не раз завязывал воздушный бой с противником, по численности превосходящим его.

- Мужество – это сила воли, - добавил Быковский, - самообладание в сложной обстановке. Мужество – это разумная храбрость.

- Разумная храбрость. Это ты здорово заметил, - подхватил мысль Валерия Волынов. – Храбрость – это способность человека вовремя принять правильное решение, находясь в трудных условиях. А для этого нужны четкие технические знания. Без них храбрость или геройство ничего не дадут. Источником человеческого мужества является высокая цель.

А вот как характеризовал Бориса Волынова Юрий Гагарин:

- Упорства, настойчивости, темперамента у него хоть отбавляй. Его отличают прекрасная физическая подготовленность, выдержка, серьезность, глубокие знания. По программе длительного полета он готовится давно. Организм летчика привык к большим нагрузкам и даже перегрузкам. Упорная тренировка сделала свое дело.

Когда Волынова спросили, кто был примером для него, он ответил:

- Я глубоко уважаю академика Сергея Павловича Королева. Он – создатель космических систем. Но самая большая заслуга главного конструктора в том, что он сумел сплотить вокруг идеи освоения космоса крупнейших ученых, воспитал большую группу молодых конструкторов, инженеров. Он заразил нас своей неистовой любовью к делу. А в таком случае – все преодолимо.

   Алексей Елисеев родился 13 июля 1934 года в городе Жиздра Калужской области. В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, работал в конструкторском бюро. С 1966 года – в Центре подготовки космонавтов. Второй его полет в космосе проходил 13 - 18 октября 1969 года на корабле «Союз-8», который пилотировал Владимир Шаталов. 23 - 25 апреля 1971 года состоялся его третий космический полет на корабле «Союз-10» вместе с Владимиром Шаталовым и Николаем Рукавишниковым. «Союз-10» был состыкован со станцией «Салют».

   В высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана есть музей. На одном из стендов – материалы, посвященные жизни и деятельности академика С.П.Королева – студента, а потом и преподавателя училища. В экспозиции – портреты учеников и последователей академика – космонавтов докторов технических наук К.П. Феоктистова и А.С. Елисеева.

В стенах вуза Алексей Елисеев окончательно сформировался как гражданин и специалист. Учился он настойчиво и в то же время легко. Будущий инженер успевал решать сложные уравнения и фехтовать, вести штыковой бой. И недаром вместе с отличными отметками за учебные предметы получил звание мастера спорта СССР. И еще одна черта Елисеева – любовь к искусству и литературе. О писателях и художниках, их творчестве он говорит с таким же увлечением, как о любимой профессии. В юношеские годы его пленила поэзия Маяковского. Поэт помогал лучше понять окружающий мир.

Алексей Елисеев любил людей высоких гражданских идеалов, таких как академик С.П. Королев. Он стал для молодого инженера тем образцом ученого, который широко мыслил, объединял ум, талант, усилия людей в решении задач освоения космоса, работал, отдавая делу всего себя.

Увлеченный идей освоения космоса еще в студенческие годы, Алексей Елисеев после окончания вуза находит ту работу, к которой стремился. Именно в коллективе, связанном с созданием космической техники, раскрывается талант инженера. Ему поручают задачи, требующие не только знаний, но и подлинного творчества. Здесь инженер защищает диссертацию и получает степень кандидата технических наук.

Во время полета бортинженера Алексея Елисеева и инженер-исследователя Евгения Хрунова на корабле «Союз-5» их ожидал на орбите спутника Земли корабль «Союз-4». Предстояло создать первую в мире опытную орбитальную станцию, состыковав в космосе корабли, осуществить переход членов экипажа одного корабля в другой через открытый космос. Но прежде чем выполнить стыковку кораблей, надо было тщательно проверить работоспособность всех систем, в первую очередь тех, которые помогают встрече и стыковке, разъединению кораблей. Это входило в обязанности борт-инженера Алексея Елисеева.

Корабли состыкованы. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, надев скафандры, переходят с корабля «Союз-5» на корабль «Союз-4». Подобного еще не было, и мир, затаив дыхание, следил за тем, как вслед за Хруновым медленно, но уверенно «шагал» Елисеев.

- Корабли, похожие на «Союзы», станут совершать регулярные рейсы по трассе «Земля – орбитальная станция – Земля», - отмечал Алексей Елисеев. – Я верю, что космическим станциям принадлежит большое будущее, и ради их создания готов побывать в космосе еще не раз.

Мечта Елисеева осуществилась, он побывал в космосе еще дважды.

Евгений Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области. Окончил военно-авиационную школу и в 1956 году Батайское военное авиационное училище летчиков. В Центре подготовки космонавтов с 1960 года. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. 15 - 17 января 1969 года совершил полет в космос в качестве инженера-исследователя на корабле «Союз-5», а 16 января вместе с Елисеевым осуществил переход через открытый космос в корабль «Союз-4», на котором возвратился на Землю.

В марте 1965 года Государственной комиссией Алексей Леонов был утвержден вторым пилотом корабля «Восход-2», а его дублером – Евгений Хрунов. В те дни Леонов так отзывался о своем дублере:

- Женя отлично знает свое дело, человек он обстоятельный. И мне, и ему очень трудно приходилось во время тренировок. Часами работали в скафандрах. И тут в который раз проявилось стремление Евгения все познать в деталях. Он всегда добивается первенства упорным трудом. Им руководит желание самоусовершенствоваться. Им руководит исследовательская жилка, склонность к анализу, обобщению. Кроме того, он простой и очень любознательный человек, много вопросов задает, никогда не уходит, не выяснив для себя все досконально. Это технически зрелый инженер, который с удовольствием занимается и теорией, и практикой.

Среди друзей Евгений Хрунов слыл страстным книголюбом. Каждая новая книга доставляла ему радость. Речь идет не только о научно-технической литературе, но и о художественной, научно-популярной, которая касается проб-лем космонавтики. Хрунов – космонавт гагаринского набора. Он умел ждать своего часа. Не просто ждал, а усиленно, как говорили в отряде, занимался, тренировался, готовился.

А истоки космического дня Евгения Хрунова – в детстве, когда он, восьмилетний мальчишка, увидел над родным селом, как стая фашистских стервятников напала на наш краснозвездный самолет. Как ему хотелось помочь погибавшему летчику! Но что он мог сделать? Пришел домой мрачный и сказал отцу: «Вырасту, научусь летать, я им припомню».

Аграфена Николаевна, мать Евгения Хрунова, вспоминала:

- Женя в школу пошел раным-ранешенько: семи лет от роду не было. Так просился, ко всем приставал. Учительница сказала: «Пусть побалуется, а к зиме сам уйдет». Женя не ушел, а в мае сорок первого окончил первый класс. Подрос, а от мечты не отказался, глаз не спускал с неба. После школы, когда пришло время служить в армии, подал заявление в летное училище.

Став офицером, Евгений Хрунов служит в частях Военно-Воздушных Сил, где мог совершенствоваться, постигать большие скорости и большие высоты. Летать любил до самозабвения. Звание одного из лучших летчиков прочно укрепилось за ним. А потом – Байконур, Центр подготовки космонавтов.

Спустя годы после космического полета Евгений Хрунов многое сделал, помогая звездной молодежи готовиться к стартам, написал книгу «Покорение невесомости», где рассказал о трудностях и опасных факторах полета, об огромном труде и волевых усилиях, которые затрачиваются в процессе подготовки и выполнения задач полета. Космонавт защитил кандидатскую диссертацию, которая стала ценным подспорьем тем, кто посвятил себя изучению космоса.

космический корабль «Союз-4», советские космонавты

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление