Они плавали, знают…
Мы привыкли считать котов домашними животными, своими любимцами. Это, конечно, верно, но ведь были среди них, оказывается, и немало, тех, домом для которых – в прямом смысле слова – была палуба корабля, а они сами становились символами в экипажах. И даже постепенно превращались в легенду.
А все началось с Египта
Вышла популярная книга «Корабельные коты во время войны и мира», ее автор Вэл Льюис; на ее обложке срисованное с документального, можно сказать, исторического фото, на котором запечатлен эпизод августа 1941 года. Уинстон Черчилль как раз пересекал Атлантику на борту линкора «Принц оф Уэльс», чтобы встретиться с президентом США Франклином Рузвельтом. Америка еще не открыла второй фронт, а война уже вовсю клубилась на западных просторах России. И Черчилль думал, что может потерпеть поражение, и потому его миссией было – убедить США оказать помощь нашей стране в «огромном размере» совместно с Великобританией.
Рузвельт находился тогда на тяжелом крейсере «Аугуста». Два судна встретились в заливе Пласентия, Ньюфаундленд. Едва Черчилль намерился сойти с «Принца оф Уэльса» в сопровождении пяти охранников, прямо перед трапом к нему приблизился корабельный кот, который, наверное, решил пожелать премьер-министру удачи или сам захотел прогуляться по американскому кораблю. Этот поступок кота вызвал улыбку на лицах всех моряков – от старших офицеров до рядовых моряков на обоих кораблях. И это было хорошим предзнаменованием перед серьезными переговорами.
За три дня переговоров, начавшихся 11 августа, делегация Черчилля добилась от американцев обязательств, которых они хотели. А именно: больше торговых судов для самолетов и танков в Великобританию, эскорт из пяти эсминцев и крейсер для каждого североатлантического конвоя, которые бы сопровождали их большую часть пути; поставки бомбардировщиков для Великобритании и ее сил в Северной Африке. Затем Рузвельт и Черчилль подписали Атлантическую хартию, излагая в ней видение мира после войны с далеко идущим обязательством «уважать права всех людей на выбор форм правительства, под которым они живут». А корабельный кот …получил другую кличку – Черчилль, после того как снимок с ним облетел всю мировую прессу. А сам этот случай был нарисован для издания известным уэльским художником-иллюстратором Гвином Хьюсом.
А началось все с Египта 5000 - 8000 лет назад (продолжим вольный пересказ рецензии на книжку Роба Джерарда). Цивилизация Страны пирамид располагалась, как известно, в долинах Нила. Разновидность африканского дикого кота была приучена к домашней жизни при переходе человека от кочевой жизни к аграрной. Как только люди начали выращивать и обрабатывать зерновые культуры, возникла нужда в хранении урожаев. Разумеется, хранение зерна привлекало грызунов, которые, в свою очередь, привлекли диких котов. А те продемонстрировали свою пригодность, превосходно управляясь с крысами и мышами. И прижились, как часть сообщества, показывая нежную натуру и общительную природу, став любимыми домашними животными, завоевав уважение египтян.
Капитаны торговых судов, посещающие египетские порты, были удивлены и очарованы изящными, таинственными существами, которые защищали там склады с зерном. И признавали, что они имели бы неизмеримую ценность на борту их кораблей, которые часто буквально наводнялись грызунами. И они принимали на работу некоторых из этих замечательных животных. Эти бесстрашные создания более чем желали путешествовать на борту кораблей, но, имея независимый характер, так же быстро дезертировали в первом же порту, где смешивались с другими котами. Таким образом, рождались и развивались различные породы кошек, которые распространялись в самых разных странах мира.
То есть в глубине души все домашние, привычные нам киски – бывшие корабельные коты. И своей историей связаны с временами мира и войны, открытий и бедствий. Жаль, конечно, что вышеуказанная книжка пока не переведена на русский язык, но скажем сразу: ее содержание – это истории корабельных котов известных британских судов. Кстати, кота Черчилля до переименования звали Блэкки, в переводе на наш язык – Черныш.
«Непотопляемый Сэм»
Известны, например, талисман британского шлюпа «Симон» или кошак, уютно обживший шестидюймовую пушку австралийского крейсера, где он любил прятаться (на снимке). Но многие при случае вспоминают историю легендарного «Оскара» с грозного германского линкора времен Второй мировой войны «Бисмарк»: эта суровая котяра в итоге получила кличку Непотопляемый Сэм. Киса успела прослужить поочередно на линкоре третьего рейха, затем британских эсминце, авианосце. Все три корабля погибли – в двух случаях со значительным числом членов экипажей. А он все три раза спасся, прожил после войны еще десять лет и умер от старости на берегу.
Начал кот службу на новейшем и крупнейшем корабле «Бисмарк». Осталось неизвестно, кто именно из матросов пронес его на судно. 18 мая 1941 года корабль вышел из ныне польского порта Гдыня и направился в Северную Атлантику, чтобы топить торговые суда и конвои антигерманской коалиции. Этот первый и последний рейд линкора был недолгим. Англичане его обнаружили, стянули значительные силы и вынудили сражаться не с торговыми «лоханками», а с боевыми кораблями и штурмовыми самолетами. Сначала «Бисмарку» удалось пустить на дно британский линкор «Худ». Но затем, 27 мая, он был атакован английской эскадрой. Причем спастись удалось лишь115 морякам из 2200…
Через несколько часов после окончания боя мяукающий кот, вскарабкавшись на какой-то из обломков корабля, болтался на волнах. И был замечен британскими моряками с эсминца «Казак», вытащен, цепляющийся всеми когтями за людей, и был назван Оскаром. Несколько месяцев он провел на борту эсминца, выполнявшего боевые задания в Средиземном море и Северной Атлантике. Но 24 октября 1941 года «Казак» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-563. При взрыве торпеды сразу погибли 159 моряков, а вскоре судно затонуло. И Оскара вместе с оставшимися в живых членами экипажа доставили другим эсминцем в Гибралтар. Некоторое время он жил в резиденции английского генерал-губернатора.
Тогда он и получил прозвище Непотопляемый Сэм. А потом его взяли на авианосец «Арк Ройял» (кстати, самолеты с которого весьма поспособствовали гибели его первого в биографии корабля «Бисмарк»). Однако менее чем через месяц, 14 ноября, авианосец, возвращаясь с Мальты, был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул. Все моряки и теперь уже Сэм были подобраны патрульным катером. Его, как и других членов экипажа, на берег доставляли то на одном, то на другом британском эсминце (оба, между прочим, позднее затонули). Но кота уже вновь вернули в резиденцию генерал-губернатора, а потом отправили в Великобританию, где он и встретил окончание войны. На корабли его уже не брали, считали, видимо, что он приносит несчастья. Его всячески превозносили, он умер от старости в ирландском городе Белфаст, в 1955 году.
Так что, если вдруг ваш любимец начнет капризничать, расскажите ему эту героическую историю. А то ему и подобным только «Вискас» лопать, просто так мурлыкать вам на ухо да по диванам валяться.