Операция – без боли

Лариса Денежная

 

Операция – без боли

Что это значит для детей — не нужно объяснять. При слове «операция» у многих из них появляются слезы и следует ответная реакция: боюсь. Однако в городской детской больнице им. Г. К. Филиппского в хирургических палатах царит веселье. Нет стонущих и плачущих. С тех пор как освоили здесь операции без скальпеля. В конце прошлого года в больнице провели первую холецистэктомию — желчный пузырь удалили без вскрытия брюшной полости.

 

С низкого старта – спринтерскую дистанцию проделала хирургическая служба городской детской больницы им. Г. К. Филиппского. Еще два года назад, наверное, никто бы не поверил в то, что лечебное учреждение освоит высокие технологии в этом направлении. Потому что такой специализации, как «хирургия», здесь вообще не было. Столь серьезная служба появилась в больнице в самый несерьезный день в году — 1 апреля 2009 года. Лечебное учреждение приросло сразу двумя новыми подразделениями — хирургическим отделением и детским травмпунктом со статусом городского. До этого времени маленьким пациентам Ставрополя оказывали «профильную» медицинскую помощь в краевой детской больнице.

Создавать хирургическую службу пришлось практически с нуля. Но, как рассказала заместитель главного врача Светлана Егорова, лечебное учреждение было сразу ориентировано на освоение современных методик. Поэтому изначально сделали ставку на высокопрофессиональные кадры и техническое оснащение. Первое стало возможным благодаря приходу в больницу одного из ведущих детских хирургов — Владимира Шумарова, который возглавил отделение. Специалист с двадцатипятилетним стажем, ранее работал в краевой детской больнице. Операционную оборудовали по последнему слову медицинской техники — можно было проводить вмешательства любой категории сложности. Врачи прошли обучение, освоив высокие технологии хирургической помощи на центральных базах Москвы и Казани. И через полтора года после открытия отделения стали проводить эндоскопические операции, без разреза.

Это стало возможным благодаря приобретению дорогостоящей эндохирургической стойки, на что городские власти не пожалели средств, — уникального оборудования, которое позволяет выполнять и лапароскопические (на брюшной полости), и артроскопические (на суставах) вмешательства. В освоении последних, кстати, больница стала пионером среди детских лечебных учреждений края. И на сегодня пока остается единственным стационаром, где проводятся такие операции. Их выполнено уже двенадцать. А в конце прошлого года успешно выполнена первая эндоскопическая операция по удалению желчного пузыря восьмилетнему ребенку.

Первый пациент

— Для «взрослой» хирургии лапароскопия — уже рутинный метод, — говорит заместитель главного врача Светлана Егорова. — Что касается детской хирургической службы, то она более консервативна. Ведь у малышей и багаж заболеваний поменьше. Мы привыкли, что желчно-каменная болезнь — удел взрослых. Но этим заболеванием страдают и дети. Только, в отличие от взрослых, их лечат консервативно и длительно. Удаление желчного пузыря традиционным методом для ребенка — очень тяжелая операция. 

Поэтому ее пытаются отсрочить как можно дольше. Обычно — до 18 лет. 

 

Состояние больных поддерживается лекарствами, диетой. После очередного приступа дети попадают в больницу. Так было раньше и у нас. С приобретением оборудования лечение таких больных изменилось кардинально. А операцию можно теперь проводить в любом возрасте.

Восьмилетнему Володе В. повезло. Его история болезни заняла гораздо меньше времени. У мальчика обнаружились камни в желчном пузыре четыре года назад. Боли в животе, рвота — так заявила о себе болезнь, пока ее не распознали. Причина выяснилась на УЗИ. Ребенок несколько раз лежал в гастроэнтерологическом отделении городской детской больницы им. Г. К. Филиппского. Здесь снимали обострения заболевания. А маме мальчика объясняли: ребенок еще очень маленький для операции, нужно подождать. Пока ждали, камни нарастали в желчном пузыре, который и так имел с рождения ребенка аномально уменьшенный объем. Когда маме мальчика сообщили о том, что в больнице появилось новое оборудование, можно будет оперировать ребенка, да еще по новой технологии, через маленькие проколы, появилась надежда: ну вот, скоро для сына закончатся все мучения…

Володя поступил на операцию с «выключенным», как говорят специалисты, желчным пузырем. Орган не только не работал, но и представлял собой мину замедленного действия — мог переродиться в злокачественное образование. Мама мальчика верила: все пройдет успешно. К плановой операции хорошо подготовились. Заранее была продумана тактика вмешательства, все до мелочей — как-никак первая операция. Ее провели заведующий отделением больницы В. Шумаров и хирург А. Панков. За операционный стол стали и «взрослые» коллеги — заведующий кафедрой детской хирургии СГМА профессор С. Минаев, главный хирург гор-здравуправления В. Ворушилин, доцент кафедры хирургических болезней и эндохирургии факультета последипломного образования СГМА Б. Хациев. Лучшие хирурги города.

…На следующий день после операции мальчик встал с постели. Мало того, когда врачи зашли в палату, он… прыгал на кровати —  дети есть дети, непоседы. А на вопрос взрослых о самочувствии, ответил: нет, живот не болит.

Новые технологии — другое качество жизни

Ночь после операции ребенок провел без обезболивающих лекарств. В практике врачей такое было впервые.

— Послеоперационный период при традиционном методе обычно сопровождается болью, — рассказывает В. Шумаров. — Обеспечение только доступа к органу (а это большой разрез в правом подреберье) — большая травма, после операции ребенок получает мощные обезболивающие, антибиотики. В течение первых пяти суток возможны всякие осложнения. Эндоскопическая операция, когда вмешательство идет через небольшой прокол, лишена этих недостатков. Экономия ресурсов — налицо. Но главное в том, что выздоровление идет очень быстро. Ребенок навсегда избавляется от боли. Не нужно сидеть на строгой диете, принимать дорогостоящие лекарства.

По словам доктора, показаний для проведения лапароскопии – немало. Этот метод позволяет оперировать кисты, различные новообразования, спайки, аппендицит…Сейчас готовят к плановой операции трех детей (у двоих — камни в желчном пузыре). Что касается артроскопических операций, то при изобилии всевозможных травм у детей оборудование точно не будет простаивать. Раньше при повреждении суставов костыли после операции были обеспечены, как и огромный рубец на коже. При артроскопии останется со временем два незаметных прокола. А из больницы пациенты уйдут на собственных ногах.

— В 13-й городской больнице им. Филатова в Москве, где мы проходили специализацию, 70 процентов всех операций у детей проводится эндохирургическими методами, даже у новорожденных, — говорит В. Шумаров. – Мы об этом только мечтаем. Но уже в ближайшей перспективе будем расширять спектр таких вмешательств. Потому что за эндоскопическими методами – будущее детской хирургии.

 

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление