Операция без наркоза
Ольга МетёлкинаСтаврополь может лишиться уникального исторического памятника.
Бурную строительную деятельность, развернувшуюся в самом центре города, на территории бывшего летного училища, не заметить невозможно. Она началась сразу после того, как отсюда вывез своё имущество Учебный центр авиационных специалистов ВВС. В корпусах меняют окна, перекрытия, кровлю. И всё бы ничего, если бы речь не шла о памятнике истории и культуры. В списке объектов культурного наследия федерального значения комплекс зданий, расположенных по адресу: улица Ленина, 320, значится как военный госпиталь 1844 — 1847 годов.
Историческая справка
Как рассказал член Правления Ставропольского ВООПИиК, доктор исторических наук, профессор Николай Судавцов, импульсом для строительства военного госпиталя стало настойчивое пожелание императора Николая I, высказанное им в 1837 году во время визита на Кавказ и, в частности, в наш город. «Я осмотрел находившиеся в Ставрополе войска, а потом военный госпиталь, который размещен по частным домам, - заявил государь. - При сильном движении через этот город на Линию и в Грузию необходимо поскорее выстроить для военного госпиталя большое особое здание». Интересно то, что лечение требовалось не только солдатам и офицерам, раненным в боях с горцами, но и многочисленным заболевшим. Профессор Н. Судавцов, ссылаясь на архивные источники, говорит, что зачастую больных в действующей армии оказывалось больше, чем раненых: «Особенно страдал рядовой состав: на здоровье влияли плохое обмундирование и скудное питание, частым явлением была цинга — и это в условиях юга!».
«Строительство нового военного госпиталя началось в 1840 году, - пишет в книге «Град Креста» известный ставропольский краевед почетный гражданин города Герман Беликов. - Предположительно автором проекта был архитектор Александр Бернштейн, а строительным подрядчиком — Гавриил Тамамшев... Новый военный госпиталь, окончательно отстроенный в 1844 году, был оснащен самым современным для того времени медицинским оборудованием. Центральное место занимали две круглые, с многочисленными окнами для дневного освещения, хирургические комнаты, сохранившиеся до наших дней...».
История госпиталя связана с именем известнейшего ученого, хирурга Николая Ивановича Пирогова. В июле 1847 года он ехал через Ставрополь на Кавказский фронт. «Перед его приездом в городе было получено распоряжение о приготовлении в местной аптеке 40 фунтов эфира», - пишет историк Г.Д. Краснов.
Человек, хотя бы в некоторой степени интересующийся российской историей, способен понять, какую важнейшую задачу выполнял ставропольский военный госпиталь в ходе Кавказской войны. Не случайно комплекс его зданий был взят под охрану как исторический памятник, о чем свидетельствуют Постановление Совмина Российской Федерации № 1327 от 30 августа 1960 г., Постановление Совмина РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 г. и Указ Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года. Корпуса, построенные на совесть полтора века назад, хорошо сохранились до наших дней даже с учетом их активной эксплуатации.
И вот теперь мы наблюдаем картину откровенного вандализма — другое слово, соответствующее происходящему за оградой бывшего летного училища, подобрать трудно.
По действующему законодательству (в данном случае речь идет о Федеральном законе «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», принятом Государственной Думой 24 мая 2002 года) «Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля ЗАПРЕЩАЮТСЯ, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения» (статья 35 Закона «Об объектах культурного наследия»).
Под ремонтом памятника подразумеваются «научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны».
«Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия» (статья 45 Закона «Об объектах культурного наследия»).
Любая ремонтно-строительная деятельность на объектах культурного наследия, приспособление их к современному использованию очень жестко регламентируется. По действующему законодательству в обязательном порядке требуется согласование в органах государственной охраны памятников истории и культуры. В данном случае заказчик работ, ведущихся на территории бывшего летного училища, должен был не просто уведомить министерство культуры Ставропольского края, но и получить от него разрешение на эти работы.
В реальности специалисты министерства не имеют даже доступа к охраняемому государством объекту культурного наследия. Ведь, по неофициальным сведениям, решение вопроса находится в компетенции Министерства обороны России, в ведении которого находится территория.
Забила тревогу общественность. Члены Правления регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) собрались на внеочередное заседание. Справившись с эмоциями, активисты решили разобраться в ситуации на месте. В среду утром официальной делегацией они отправились к проходной бывшего летного училища. «Сразу же бросилось в глаза, что на входе со стороны улицы Ломоносова, где установлен самолет, нет мемориальной доски, - говорит председатель регионального отделения ВООПИиК заслуженный работник культуры РФ Лилия Ходункова. – Ее не просто демонтировали, а как будто спешно вырвали из стены. А ведь эта мемориальная доска была установлена в память о выдающемся маршале авиации Герое Советского Союза Владимире Александровиче Судце, имя которого много лет носило летное училище. Без согласования с министерством культуры края ее никто не имел права убирать».
На проходной активисты ВООПИиК изложили цель своего визита. Гражданин, охраняющий вход на территорию бывшего училища, отказавшись представиться, заявил, что со всеми вопросами следует обращаться к начальству в Москву, и довольно грубо потребовал покинуть проходную.
Комментируя ситуацию, Л. Ходункова сказала, что общество не намерено закрывать глаза на вопиющее нарушение закона. Направлены письма министру обороны РФ А. Сердюкову, военному прокурору по Ставропольскому гарнизону М. Медведицкову, депутатам Ставропольской краевой Думы, в министерство культуры края, в администрацию Ставрополя с заявлением о грубом нарушении закона и требованием пресечь попытки уничтожения памятника федерального значения. Вместо поздравлений коллегам с профессиональным праздником – Международным днем охраны памятников, который отмечают 18 апреля, – ставропольский актив общества охраны памятников послал в Центральный совет ВООПИиК информацию о том, что Ставрополь может лишиться уникального объекта культурного наследия…
Ставрополь внесен в список исторических городов России. Для нас, горожан, это большая честь и большая ответственность. Комплекс зданий военного госпиталя XIX века — это материальное свидетельство истории не только нашего города, Северного Кавказа, но и России в целом. Побывавший здесь Николай Пирогов одним из первых хирургов стал проводить операции с использованием эфирного наркоза. Так вот, уничтожение памятника истории сопоставимо с операцией без наркоза. «Мы его теряем», - говорят врачи, не в силах спасти пациента. «Мы его можем потерять», - говорят жители Ставрополя, которым небезразлично, каким будет исторический и духовный облик нашего города сегодня, завтра и после нас.