Опять про «Ё»
Дмитрий ЕлшанскийЕсли не считать прошедшую Олимпиаду, то «Ё-мобиль», пожалуй, стал самым неоднозначным, обсуждаемым и ожидаемым российским проектом последних лет. Авто могло стать первым российским гибридом, но так и не стало. После сообщений о закрытии недостроенного завода «Ё-авто» возникает множество вопросов о будущем чуда отечественного автопрома, и главный из них – а собирались ли воплощать проект в жизнь?
Свежо предание…
Совместное детище «ЯРОВИТ Моторс» и миллиардера Михаила Прохорова было смелым и немного утопичным проектом. Гибрид электропривода и классического двигателя внутреннего сгорания, работающего на сжатом метане и бензине, кузов из композитных материалов, базовый полный привод и многие другие «вкусности» были поистине революционными для нашего автопрома. Планировалось, что «Ё-мобили» будут выпускаться в трёх комплектациях: кросс-купе, микровэн и фургон.
На название для транспорта был объявлен конкурс, но все предложенные варианты не понравились разработчикам. В итоге, по аналогии с i-продукцией фирмы «Apple», бренду присвоили приставку «ё».
По самым смелым заверениям разработчиков, «Ё-мобиль», при довольно низкой максимальной скорости передвижения в 130 км/ч, смог бы проехать 400 км без подзарядки и дозаправки, а расход топлива на 100 км пути составил бы всего 3,5 литра. Да и цена предполагалась быть более чем приемлемой – чуть больше восьми тысяч евро.
По мнению некоторых экспертов, выпуск «Ё-мобиля» для отечественного автопрома мог стать реальным шансом доказать всему миру, и в первую очередь россиянам, что мы всё ещё способны создать что-то стоящее. Но – увы. Производство авто откладывалось на начало 2012 года, затем, по традиции, сроки были сдвинуты ещё на три года. А после, на радость всем скептикам, в феврале 2014 года проект был заморожен на неопределённый срок, что, по сути, говорит о его окончательном закрытии.
…А верится с трудом
В своём блоге господин Прохоров как-то неосторожно заметил: «Мы отлично понимаем, какое количество комментариев и глубокой иронии мы получим, и этого очень даже ждем. Так не робейте и смело делитесь своими ё-эмоциями и ё-переживаниями!Теперь каждый может для себя решить, с какой стороны Ё он находится. Давайте вместе ёрничать!»
Что ж, раз Михаил понимает и ждёт, то приступим.
Первые тревожные звонки появились с самого начала. Людям предложили экологичное, дешёвое, недорогое, малозатратное и современное средство передвижения, которое в будущем обещало стать довольно популярным как в России, так и в мире. Будучи только в стадии зачатия, народный автомобиль приобрёл своих сторонников и противников. К примеру, многие сомневались, что бюджет, потраченный на закупку деталей для инновационного средства передвижения, позволит сохранить его стоимость в рамках заявленных 390 тыс. рублей. Эксперты журнала «За рулём» посчитали, что это очередной предвыборный PR-ход Михаила Прохорова, а планы конструкторов, для столь малоопытного и малобюджетного коллектива, излишне амбициозны.
В течение четырёх лет проект усиленно освещался в СМИ, проводились презентации и тест-драйвы, за рулём «Ё-авто» даже побывал сам Путин. У несуществующего автомобиля появилась вполне реальная реклама и сайт, где, по заверению разработчиков, за первые сутки количество заявок на заказы превысило 50 000. Правда, предоплата не взималась, и никто не проверял верность вводимых пользователями данных. Также существовала официальная страница в livejournal. Впрочем, большинство записей были неинформативны, рассказывали об очередной выставке, на которой побывала первая экспериментальная модель «Ё-кроссовера», а последняя запись датируется 22 июля 2013 г. Создаётся впечатление, что на рекламное продвижение бренда было затрачено больше финансов, чем на воплощение проекта в жизнь.
Дальше интереснее. В характеристиках, указанных на официальном сайте, говорится: «Самая доступная версия, которая вместо гибридной силовой установки получит обычный бензиновый двигатель, стоит 360 000 руб. Бензино-электрическая модель стоит от 410 000 руб. в моноприводной версии и 450 000 руб. с трансмиссией 4х4». Про роторно-лопастной движок не сказано ни слова, а эксперты «Газеты.ру», которые провели тест-драйв автомобиля, подтвердили подозрения, написав о том, что в машину встроен двигатель внутреннего сгорания, схожий с американским гибридом Chevrolet Volt.
То есть за обещанную «народную» цену можно будет приобрести самый что ни на есть обычный автомобиль, работающий на бензине, как и тысячи других его собратьев. Хочешь гибрид? Будь добр потратить ещё сотню-другую тысяч. Да и, откровенно говоря, как-то язык не поворачивается назвать авто отечественным, когда оно состоит из импортных запчастей.
Что в итоге
И вот наступил час икс. 20 февраля 2014 года появляется информация о временном закрытии «Ё-авто» ввиду недостатка финансирования. Мол, к уже потраченным 150 миллионам евро надо бы добавить ещё 200 млн, но, понятное дело, достать их неоткуда. Производство снова отложено на неопределённый срок. Строительство автозавода также заморожено из-за недостатка денег. По данным «Газеты.Ru», работники предприятия и сами в открытую признают крах компании.
Безусловно, в течение всех четырёх лет существования проекта Прохоров занимался откровенным самопиаром и даже смог создать себе некий образ чиновника-инноватора, который трудится на благо страны. Но сомнительно, что это было основной целью миллиардера. По данным всё того же издания, бизнесмен сейчас озабочен вопросом, как выйти из проекта с минимальным ущербом для своего имиджа.
Огромные сомнения вызывает будущее «Ё-мобиля» у ведущих аналитиков, на данный момент его производство маловероятно и бесперспективно. Да и политологи приходят к выводу, что гражданское доверие к Прохорову как к политику сильно упадёт.
Очевидно, теперь все камни за так и не появившийся на свет автомобиль полетят в сторону олигарха, но продажа пакета контрольных акций «Ё-авто» в некой степени избавит его от ответственности. В любом случае, это умный и расчётливый человек. Наверняка он сможет извлечь выгоду не только из несостоявшегося триумфа, но и из краха своего любимого детища. Не хочется думать, что виной всему стал очередной распил или занос, как это часто у нас бывает.
Остаётся надеяться, что для отечественного автопрома ещё не всё закончено. А в истории «Ё-мобиля» не придётся ставить жирную точку, коих в нашей жизни и так слишком много.