Осень в Цхинвале
Александр Гололобов(Окончание. Начало в №№ 202, 203).
За время пребывания в Южной Осетии я не раз убеждался в том, что там живёт очень мудрый, талантливый и красивый народ. Эти удивительные качества проявляются и в том, как люди работают, и особенно, как отдыхают: никого не оставит равнодушным ни многоголосый мужской хор за праздничным столом, ни танец собравшихся в огромный круг людей.
Как танцевали герои Нартского эпоса?..
Один из самых любимых традиционных массовых танцев осетин – симд. Он является неотъемлемой частью культуры этого народа. Существует несколько видов танца. Самый древний и самобытный – Нартон Симд (симд нартов), в нём участвуют только мужчины. Его история уходит в глубь тысячелетий. По преданию, герои древнего Нартского эпоса участвовали в состязаниях на лучшее исполнение симда. Это не простой хоровод, а очень сложная хореографическая композиция, требующая силы и ловкости от всех участников. Сначала выстраивается первый уровень танцующих, им на плечи становятся другие танцоры, и затем эта живая «двухэтажная» стена начинает двигаться под музыку по кругу. Поддерживая друг друга, мужчины демонстрируют не только мощь мускул, но также силу духа и братства. В былые времена на праздниках танец объединял около трехсот участников!
В других видах симда принимали участие и мужчины, и женщины. Особенностью этого танца является то, что он одновременно и парный, и массовый. Рассказывают, в былые времена количество танцующих могло исчисляться тысячами. Главное, чтобы хватало пространства и общее число участников было чётным. В старину в центре всего действа возвышался старейшина, который направлял танцоров, буквально «рисуя» на земле священные символы.
«Симд» – визитная карточка Южной Осетии
Танец симд по праву занимает одно из первых мест в списке достопримечательностей Южной Осетии. В честь него назван республиканский ансамбль песни и танца, который является визитной карточкой республики и без которого здесь не обходится ни один государственный праздник, ни одно значительное событие в культурной жизни. А благодаря знакомству с этим коллективом на фестивале «Мир Кавказу» я и приехал в Цхинвал.
Директор ансамбля Рустам Дзагоев рассказал о том, что «Симд» был основан в 1938 году композитором Борисом Галаевым, человеком, который внёс колоссальный вклад в исследование и сохранение осетинского музыкального фольклора. Он ходил по горным тропам от села к селу, общался со старейшими жителями, собирая по крупицам наследие предков.
– В ансамбль входили мужской и женский хоры, огромный оркестр, где были уникальные народные инструменты, – рассказал Рустам Дзагоев. – Сейчас многое делается для восстановления нашего культурного наследия. Мы хотим познакомить с ним не только жителей нашей республики, но и весь мир.
И это не просто амбициозные планы. «Симд» выезжает с гастролями не только в Россию, он уже побывал во Франции, Италии, Болгарии, Никарагуа и других странах.
Рустам и художественный руководитель коллектива Сергей Шавлохов пригласили меня в новое здание, недавно построенное для «Симда». Здесь созданы прекрасные условия для творчества.
В зале шла репетиция. Девушки из хореографической группы, все как на подбор удивительные красавицы, отрабатывали синхронность танцевальных движений. Причём делали это не под фонограмму – для них играли музыканты оркестра. Сергей Шавлохов убеждён, что работать нужно только так: «Наши танцы и песни сопровождаются исключительно живой этнической музыкой». Он, возможно, как никто, понимает, к чему должен стремиться ансамбль. Потомственный хореограф, Сергей пошёл по стопам отца – Хазби Шавлохова, который выступал в «Симде».
В коллективе следуют традициям, заложенным основателем ансамбля Борисом Галаевым, который строил репертуар на подлинных образцах народной культуры. Его последователи сегодня стремятся восстановить уникальные национальные костюмы, найти те редкие музыкальные инструменты, на которых умели играть их деды.
«О спорт, ты – мир!»
Постепенно в Южной Осетии налаживается мирная жизнь. Помимо восстановления инфраструктуры в республике идет возрождение культурных объектов, исторических и архитектурных памятников. В один из дней я стал свидетелем открытия отстроенного практически заново государственного киноконцертного зала «Чермен». До августа 2008 года здесь был кинотеатр с таким же названием, от которого остались только стены. Открывали новый «Чермен» президент республики Леонид Тибилов, министр культуры РЮО Мадина Остаева и другие официальные лица. В скором времени после глобальной реконструкции планируется открытие краеведческого музея. Наметились положительные перспективы и в строительстве здания драматического театра имени К. Хетагурова. Прежнее сгорело в 2005 году. Труппа сумела сохранить свои творческие силы, а в начале этого года театр объявил набор в молодёжную студию.
Лично меня весьма порадовало в Южной Осетии отношение не только к культуре, но и к спорту. В один из дней, дойдя до окраины города, я увидел стадион, вход которого украшали красивая арка и чаша для олимпийского огня. На поле мальчишки играли в футбол. Я не удержался и погонял вместе с ними мяч. Как оказалось, двери комплекса открыты для всех желающих. Признаюсь, это немало поразило меня (в Ставрополе не стоит даже пытаться попасть на главный стадион города, чтобы поиграть на профессиональном поле).
Футбол в Южной Осетии не менее популярен, чем вольная борьба, которая прославила многих осетинских спортсменов. Стоит отметить, что в Цхинвале есть своя футбольная команда «Спартак», выступающая в чемпионате РСО–Алания. К сожалению, спортсмены играют только на выезде. Зато детско-юношеская команда с аналогичным названием недавно вернулась с серебряными медалями из Абхазии, где проходил турнир по футболу имени Ахрика Цвейба. В этом турнире приняли участие школы известных клубов: «Бешикташ» (Турция), «Шахтер» (Донецк), «Динамо» (Москва), «Терек» (Грозный), «Анжи» (Махачкала) и другие. Высокий результат удалось достигнуть благодаря мастерству команды и футбольной школе «Фаранк», построенной в самом центре Цхинвала. Одно время футбольные поля здесь напоминали оазис среди разрушенного войной города.
Интересно, что в Грузии в 2007 году была организована команда «Спартак-Цхинвали», не имеющая ничего общего с клубом из Цхинвала. Клуб выступает на чемпионате Грузии, «представляя» столицу Южной Осетии в грузинском городе Гори. Смею предположить, что эта команда носит не спортивную форму, а политическую.
Источники кавказского здоровья
Когда видишь, что люди живут «не хлебом единым», невольно проникаешься к ним еще большим уважением. В окрестностях Цхинвала сохранились остатки древних архитектурных памятников. Мне показали аланскую крепость, восстановлением которой занимается Национальный благотворительный фонд «Курдалагон». При этом используются старинные технологии. Возглавляет организацию Батрадз Дзагоев. Он поразил меня разнообразием сфер своей деятельности. Будучи праправнуком некогда знаменитого в Осетии травника Россе, который лечил больных целебными растениями, Батрадз организовал производство фиточая из лекарственных трав. Помимо этого он занимается пчеловодством. Еще один наглядный пример деятельности Батрадза Дзагоева – лестница, ведущая к источнику минеральной воды Багиата, которую построили специалисты его фирмы по технологии старинной осетинской безрастворной кладки.
Сам источник – явление выдающееся. В нём вкуснейшая лечебно-столовая вода, по качествам не уступающая «Боржоми». Она поднимается из глубин земли, удивительным образом пульсирует и бьёт струями в разные стороны.
Кстати, в советское время Южная Осетия славилась своими бальнеологическими природными ресурсами. В Джавском районе тогда работали семь санаториев и дом отдыха, где отдыхали и поправляли здоровье трудящиеся из разных уголков Советского Союза. Понятно, что сейчас всего этого нет. Хорошо, если бы удалось наладить хотя бы регулярные поставки минеральной воды за пределы Южной Осетии. Предприятие, где ее разливают в бутылки, обеспечивает продукцией только внутренний рынок республики, и лишь небольшое количество «Багиаты» попадает в соседнюю Северную Осетию…
* * *
К сожалению, я не рассказал и десятой части того, чем хотелось бы поделиться. Газетный формат, понимаете ли… Одно ясно: чем ближе знакомишься с Южной Осетией, её традициями, историей, людьми, тем отчётливее понимаешь, что хочется отправиться туда снова, чтобы узнать гораздо больше.