Особенности муниципального заказа
Владислав Секачев В последнее время в связи с финансовым кризисом в СМИ неоднократно упоминается система государственного и муниципального заказа. Говорят о ней в том числе и как об инструменте эффективного расходования бюджетных средств, а также как об одной из мер финансовой поддержки местных товаропроизводителей. Об имеющихся на сегодняшний день результатах этой работы и дальнейших перспективах корреспонденту газеты «Вечерний Ставрополь» рассказал Сергей Долгов – директор комитета экономического развития и торговли администрации краевого центра. Именно это подразделение уполномочено на осуществление функций по размещению муниципальных заказов и ведение реестров контрактов, заключенных по итогам их размещения.
- Сергей Николаевич, не все наши читатели точно знают, что такое система муниципального заказа, как и для чего она появилась. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Начну с того, что система муниципального заказа в нашем городе реализуется в целях эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений при расходовании средств бюджета, развития добросовестной конкуренции.
Особое развитие механизм муниципального заказа в городе Ставрополе получил в последние три года – после принятия Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», являющегося своего рода азбукой для субъектов муниципального заказа.
Об этом говорит увеличение документооборота и количества самих процедур. В 2008 году в городе Ставрополе было проведено вдвое больше процедур муниципального заказа, чем в 2006 году (всего 1899). Помимо этого, изменилась структура размещения муниципального заказа по способам – увеличилось количество аукционов, которые еще в 2006 году не проводились вообще. Выросли сумма размещенного заказа и число его участников.
В связи с этим в конце 2008 года в целях повышения статусности муниципального заказа, увеличения степени персональной ответственности и прозрачности процедур в системе произошли структурные изменения – в комитете экономического развития и торговли администрации города Ставрополя было создано управление муниципального заказа.
- Все ли идет так гладко? Неужели не возникает проблем?
- Конечно, возникают. Во-первых, следует назвать проблему отсутствия системы планирования муниципального заказа и, как следствие, соблюдения сроков его размещения. Они напрямую зависят от профессионализма как сотрудников уполномоченного органа, так и представителей заказчика. Комитет придерживается минимально возможных сроков обработки поступающих обращений муниципальных заказчиков. Однако важно вводить ежегодное составление планов по размещению обращений заказчиков, что уже сейчас проводится комитетом. Для этого план-график размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на 2 квартал текущего года размещен на официальном сайте администрации города Ставрополя. Комитет уже сегодня отслеживает его фактическое исполнение, что будет продолжено в дальнейшем. Это должно позволить избежать «авралов» в работе уполномоченного органа и, соответственно, ошибок. Несмотря на это, за весь период работы превышений сроков, определенных и установленных законодательством, в системе муниципального заказа города уполномоченным органом допущено не было.
- Кроме того, насколько я понимаю, в немалой степени на сроки размещения заказа влияют и вносимые заказчиками изменения и дополнения в обращения. Из поступивших в комитет в 2008 году почти 2000 обращений заказчиков по всем видам процедур в последующем изменения ими вносились в 90% из них, что ведет к затягиванию сроков и нарушениям. Как этого избежать?
- В первую очередь необходима качественная подготовка документации муниципальными заказчиками. На этапе формирования документации уже четко организована работа по ее составлению во взаимодействии заказчика и уполномоченного органа. Комитетом на официальном сайте размещены формы обращений муниципальных заказчиков на проведение конкурса, аукциона, запроса котировок, а также формы документации при подаче муниципальными заказчиками обращений на организацию и проведение открытых конкурсов (аукционов) на строительство новых, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих пред-приятий, зданий и сооружений, выполнение ремонтных и пусконаладочных работ. Уполномоченный орган во избежание нарушений проводит детальное изучение как самого обращения на размещение заказа от муниципального заказчика, так и документации, подаваемой участниками, на предмет установления требований к участникам размещения заказа, к товарам, работам, услугам, являющимися предметом контрактов. Однако сложность состоит в том, что основную массу обращений составляют заказы, составление документации на которые требует специальных знаний (поставка медикаментов, выполнение подрядных работ и т.д.), и зачастую муниципальные заказчики предоставляют документацию на них, в том числе проектно-сметную, рассчитанную собственными силами, что ведет к некорректно обозначенным видам и объемам работ или услуг. В связи с этим в структуре управления муниципального заказа комитета создан отдел аналитической работы и реестра, в задачи которого входит в том числе дополнительное согласование обращений с соответствующими структурными подразделениями администрации города и экспертами в данных сферах во избежание размещения некорректной документации.
В рамках составления документации важным моментом является определение начальной (максимальной) цены контракта, поскольку это в значительной степени влияет на экономию бюджетных средств.
- Важнейшим вопросом в системе муниципального заказа является эффективное расходование бюджетных средств. Как обстоят с этим дела?
- На сегодняшний момент средние показатели в этом по заказу города Ставрополя схожи с результатами работы Ставропольского края и ЮФО. Дополнительным важным аспектом размещения муниципального заказа является авансирование при заключении муниципального контракта. Бюджетное законодательство позволяет авансировать закупки, однако при проведении муниципальных закупок нередки случаи недобросовестности поставщиков. Объективно складывающаяся ситуация в мировой экономике, дефицит финансовых средств, спад покупательского спроса заставляют предпринимательские структуры активно участвовать в системе муниципального заказа, активизируется их соперничество за муниципальные контракты, поэтому заказчикам мы предлагаем отказаться от авансирования при заключении муниципальных контрактов и использовать его только в случае обоснованной необходимости.
- Участие недобросовестных поставщиков также является одной из проблем, с которой уполномоченный орган и заказчики сталкиваются при размещении муниципального заказа. Как с этим бороться?
- Одной из форм борьбы с недобросовестными поставщиками является их внесение в реестр недобросовестных поставщиков, что закрывает им возможность участия в торгах сроком на два года. Для повышения степени прозрачности и открытости проводимых процедур, борьбы со сговором участников, а также для увеличения процента экономии бюджетных средств в последнее время комитетом активно используется такая перспективная форма размещения заказа, как электронный аукцион, которая используется с начала этого года. На наш взгляд, ее необходимо сделать ведущей при размещении муниципального заказа там, где это не ограничено законом. Результаты проведения нами электронных аукционов показывают максимальную на сегодняшний день эффективность данного вида закупок. И в дальнейшем мы планируем достигнуть экономии бюджетных средств и открытости, и прозрачности процедур, и упрощения самой процедуры как для заказчиков, так и для участников.
- Особо актуальной для муниципального заказа на сегодняшний день становится вопрос поддержки местных производителей и субъектов малого предпринимательства. Как с этим обстоят дела?
- По итогам 2008 года лишь в 7% случаев размещения муниципального заказа победителями стали организации, которые не зарегистрированы в нашем городском округе. В сложившейся ситуации для увеличения объемов закупок ставропольской продукции заказчикам следует прописывать параметры закупаемой продукции, которая соответствует товарам, выпускаемым ставропольскими предприятиями.
В текущем году перед нами стоит множество задач и направлений. Мы продолжаем работу по совершенствованию и корректировке системы муниципального заказа, ее эффективности. В первую очередь перед нами стоит задача по решению уже имеющихся и остростоящих проблем. Мы планируем усилить работу по информационному обеспечению размещения заказа, в том числе упрощению процедуры информирования о размещении заказа на официальном сайте, а также привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие федеральному и региональному законодательству.