Осторожно, «Зебра» в городе. В последнее время отношение к ней заметно изменилось. Надолго ли?
Изменение суммы штрафа в сторону увеличения в десять раз – вместо ста тысяча рублей – за неуважение, мягко говоря, к пешеходам, все-таки, согласитесь, сказалось. Водители стали нас пропускать! По застарелой привычке стоишь – ждешь, когда кавалькада проедет, чтобы ринуться в просвет на другую сторону улицы. Вдруг машина тормозит, мигает приглашающе, даже сигналит: ну, чего застыла, давай проходи быстрее, пожалуйста! И такая благодарность к человеку за рулем возникает, какой же молодец!
И тем не менее будем честны: война на дорогах с немалыми жертвами и контрибуциями, между водителями и пешеходами началась не вчера и явно закончится не завтра. За последние 15 - 20 лет превосходящие силы сидящих за левым или правым рулем, в зависимости от страны происхождения средств передвижения, изрядно потеснили многочисленного противника.
Машин на улицах и средних по размеру городов вдруг стало на порядки больше. И кризис их не берет. Однажды приехал товарищ из Москвы, договорились по телефону о встрече, пришла с опозданием, на неудовольствие ответила стандартно: пробки… «В Ставрополе?» – удивился гость из Белокаменной, где это явление уже вошло в анекдоты. Увы. И зимой, но особенно летом. Пожалуй, самые «малопроходимые» – центральные, совсем старые и относительно пожилого возраста: проспект Маркса, улицы Мира, Доваторцев и другие. А также примкнувшие к ним ответвления, например, улица Голенева. В часы пик можно книжку с собой брать, пока сидишь и якобы едешь в той же маршрутке, порой две-три страницы точно успеешь прочесть. А ведь когда-то на дорожных знаках изображали лошадь в дреме с припущенными ушами: стоп, отдохни, мохноногая, здесь гужевому транспорту проезд запрещен.
Но самое главное – полосатая «зебра» на пешеходных переходах в умах многих владельцев авто оставалась чем-то вроде фауны из школьного учебника, в лучшем случае лошади Пржевальского. В худшем – экзотического животного, потому что при встрече с ним (с ней) начиналось почти африканское сафари: кто кого? В роли охотника – понятно кто, жертвы – тоже. Вот и приняли вынужденно решение об ужесточении наказания водителей, которые не уступают дорогу на переходах. Что понятно: по статистике, треть происходящих ДТП как раз приходится на «наезды на пешехода». Если в советскую эпоху личный транспорт приобретали люди в достаточно сознательном возрасте, умудренные опытом, то сейчас садится за руль много молодых, а менталитет у них известно какой: я один такой на свете, и мне все «фиолетово». Теперь за это приходится платить…
Ты туда не ходи, ты сюда ходи
Да, наезды происходят большей частью по вине водителей. Но не всегда. Среди пострадавших немало и тех, кто сбит, так сказать, по собственному желанию. В 1965 году, например, была попытка через дорожный знак вызвать у пешехода гражданское чувство ответственности: на нем был изображен человек в шляпе. Мол, будьте интеллигентны, перебираясь на противоположную сторону дороги. Ага, счас. Петлять зайцем среди потока автомобилей не перестали. Была даже карикатура в «Крокодиле»: на перекрестке снуют в разные концы целеустремленные толпы – и все мимо «зебры», на которой стоят два человека, один говорит другому: «По-моему, это самое спокойное место в нашем городе…»
В том же Ставрополе принялись было заменять обычные переходы на оживленных участках дорог подземными – их сейчас около пяти. Но дальше дело не пошло. Впрочем, жители краевого центра и подземные умудряются игнорировать, достаточно вспомнить такой у ЦУМа и бывшего Дома книги. Недаром там дежурят за углом сотрудники ДПС с мотоциклами, чтобы при случае кинуться за нарушителями на колесах. Периодически они выбираются из «засады» к проезжей части, демонстративно в качестве профилактической меры постукивая по ноге таким же полосатым, как и «зебра», жезлом.
Кстати, в минувшем апреле ему исполнилось 70 лет. И он не всегда был черно-белого цвета. В предшественниках красно-желтой расцветки, но жизнь его была коротка. А вот введенная в 1939-м дотянула и до наших дней, «палка», в просторечии, имеется на вооружении практически у каждого сотрудника ГИБДД. Они проходят специальное обучение системе жестов. К примеру, вскинул вверх – внимание, а затем уже идет регулирование движения. Наиболее известные среди водителей – «прижмитесь к обочине», мол, вы нарушили ПДД, готовьтесь к штрафу (а порой и к взятке, чего скрывать).
По мнению экспертов, регулировщики, артистически владеющие жезлом, в одиночку могут «разруливать» самые сложные перекрестки в час пик. А молодые неопытные и втроем создать опасный для всех участников движения затор. Правда, мы встречаемся с регулировщиками не так часто – они появляются в этой роли во время ЧП, как недавно в Ставрополе, когда был дикий ливень, и из строя стали выходить светофоры. Кстати, у них тоже грядет юбилей, в будущем январе 80-летие.
На старт, внимание… марш!
Примерно так можно расшифровать сигнальные цвета красный-желтый-зеленый для пешеходов и водителей. Эксплуатация первого автоматического светофора в Советском Союзе началась 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. Лишь в декабре они появились в Москве – и затем процесс пошел. Хотя история этого устройства значительно длиннее. Ведь идущие на смену конным экипажам автомобили стали появляться в городах в конце позапрошлого века. А это и скорость другая, и мобильность.
Родиной разноцветного приспособления для регулирования дорожного движения можно считать Лондон. Самое первое было обычным газовым фонарем, излучающим всего два сигнала для пешеходов – зеленый и красный, можно идти и нельзя. И установили его на центральной улице столицы, у английского парламента. Однако проработало это «чудо техники» всего четыре недели, в 1889-м он неожиданно взорвался, ранив полицейского, и эта идея создания безопасности передвижения для людей и машин была по-настоящему реализована лишь через сорок лет, когда стало ясно: люди и авто совсем перестали понимать друг друга.
В 1910-м была разработана, запатентована и внедрена в Чикаго первая автоматическая система сигналов, а два года спустя – изобрели первый электрический светофор современных очертаний. Как можно догадаться, произошло это в Америке, стране автомобилей. Причем с звуковыми сигналами, управлял ими полицейский из специальной будки, расположенной на перекрестке. И трехцветный – с использованием привычного уже нам желтого цвета появился там же, в Детройте и Нью-Йорке, в 1920 году, через пару лет их выпуск поставили на поток.
Привычный же нам современный светофор принципиально отличается от «прадедушек». Сейчас в него устанавливают специальные светодиоды, которые не только экономичнее обычных ламп – перегорали только так. Светодиоды и долговечнее, и ярче. Такие сейчас стоят на перекрестках Ставрополья, их около 300, только в одном краевом центре более ста светофоров. В сочетании с «зебрами» они, по идее, создают все условия для безопасности дорожного движения. Но, как всегда, все решает человеческий фактор. Переходят дорогу и на красный, проезжают и на зеленый, бывает, в самый пик, когда пешеходы движутся лавиной по черно-белым полосам. Да и безлошадные, как говорилось выше, нарушают правила со страшной силой. Перебегают под самым носом у летящих машин, прямо под колеса. Наказывать их трудно, попробуй оштрафуй! Сотрудники ГИБДД с большим неудовольствием идут на это из-за препирательств, переходящих в ругань и скандал. Как заявил один из них: потом целый день, считай, испорчен. С автовладельцами, конечно, проще. И все вместе мы вносим свой весомый вклад в убийственную российскую статистику, несмотря на юбилеи то милицейского жезла, то светофора…А ведь как приятно – ты дождался, пока машины, как положено, проехали или водитель тебя на переходе пропустил. И дорожного знака с человеком «при шляпе» не надо – он внутри.
Галина ЗАЦЕПИНА.